Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Тульской области

Архив (обновление)

 

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.01.2002 N 72-Р О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА

(по состоянию на 17 августа 2006 года)

<<< Назад


                      ГУБЕРНАТОР ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ
                      от 28 января 2002 г. N 72-Р
                                   
               О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
               ТОРГОВЛИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
   
       В  целях  проведения структурной перестройки на потребительском
   рынке  и  обеспечения сбалансированного развития отдельных  звеньев
   торговой  системы  на  принципах рыночного  разнообразия  субъектов
   торговой деятельности:
       1.  Одобрить концепцию развития и совершенствования торговли  в
   Тульской области до 2005 года (приложение).
       2.  Рекомендовать  главам  муниципальных  образований  Тульской
   области   в   срок   до  01.03.2002  разработать   планы   основных
   мероприятий развития торговли в муниципальных образованиях до  2005
   г.   в  соответствии  с  концепцией  развития  и  совершенствования
   торговли  Тульской  области  и  направить  в  департамент  развития
   потребительского рынка администрации области.
       3. Департаменту развития потребительского рынка (Богданов А.Н.)
   в   срок   до  01.05.2002  разработать  план  основных  мероприятий
   развития торговли в Тульской области на период до 2005 г.
       4.   Контроль   за   исполнением  распоряжения   возложить   на
   заместителя губернатора области Ротина В.Г.
       5. Распоряжение вступает в силу с момента подписания.
   
                                           Губернатор Тульской области
                                                       В.А.СТАРОДУБЦЕВ
   
   
   
   
                                                            Приложение
                                            к распоряжению губернатора
                                                      Тульской области
                                                  от 28.01.2002 N 72-р
   
                               КОНЦЕПЦИЯ
                 РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТОРГОВЛИ
                    В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА
   
                                г. Тула
   
                                  2002
   
                               СОДЕРЖАНИЕ
   
                                                           стр.
   
    1. Введение............................................. 2
    2. Анализ современного состояния отрасли  торговли  в
       Тульской области..................................... 2
    3. Основные  проблемы  развития  торговли  в Тульской
       области.............................................. 5
    4. Приоритеты в развитии и совершенствовании отрасли
       "торговля" Тульской области на период до 2005 года... 8
    5. Основные направления развития  торговли в  Тульской
       области  и пути их реализации ....................... 9
    6. Направления  развития  системы  оптовой  торговли -
       важнейшего  звена  инфраструктуры  потребительского
       рынка................................................ 9
    7. Основные направления развития розничной торговли .... 10
    8. Основные направления развития общественного питания.. 13
    9. Восстановление значимости потребительской кооперации,
       повышения ее роли в обеспечении  сельского  населения
       товарами и услугами.................................. 14
   10. Развитие интеграционных процессов в торговле......... 15
   11. Формирование единой информационной системы торговли.. 18
   12. Подготовка и повышение квалификации кадров массовых
       профессий.............................................19
   13. Условия   труда   работников  торговли  и  соблюдение
       трудового законодательства............................20
   14. Заключение............................................20
   
                              1. ВВЕДЕНИЕ
   
       Настоящая  концепция  дальнейшего развития и  совершенствования
   торговли  в  Тульской  области до 2005  года  (далее  -  концепция)
   разработана  в  соответствии  с  основными  положениями   Концепции
   развития   внутренней  торговли  товарами  народного   потребления,
   подготовленной  Министерством экономического  развития  и  торговли
   РФ,  Постановлением Правительства РФ от 1 мая  1996  г.  N  536  "О
   некоторых  мерах по дальнейшему развитию торговли",  Постановлением
   Правительства  РФ  от  7  января 1999 г. N  24  "О  повышении  роли
   потребительской     кооперации     в     обеспечении      населения
   продовольствием",  Постановлением губернатора Тульской  области  от
   13.11.97 N 510 "О концепции среднесрочной программы стабилизации  и
   устойчивого  экономического развития Тульской  области  на  1997  -
   2005   годы",   распоряжением  губернатора  Тульской   области   от
   18.04.2001   "О  разработке  прогноза  социально  -  экономического
   развития   и  проекта  бюджета  Тульской  области  на   2002   год,
   параметров  прогноза социально - экономического  развития  Тульской
   области  до  2004  года",  а  также  с  учетом  реальной  ситуации,
   сложившейся на конец 2000 года в Тульской области.
       Предлагаемая  концепция  призвана определить  организационно  -
   правовой  механизм доведения товаров до потребителя, обеспечивающий
   позитивное развитие потребительского рынка в Тульской области.
       На   основе   концепции   в  дальнейшем  должны   формироваться
   конкретные    программы   развития   торговли    в    муниципальных
   образованиях  области, учитывающие реальную необходимость  развития
   розничной,  оптовой торговли, общественного питания  и  возможности
   бюджетной поддержки и инвестиционных ресурсов.
   
               2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ
                      ТОРГОВЛИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
   
       Торговля  -  одна  из  важнейших  сфер  жизненного  обеспечения
   населения.  При ее посредстве осуществляется рыночное  согласование
   товарного  предложения и покупательского спроса. Являясь источником
   поступления  денежных средств, торговля тем самым формирует  основы
   финансовой стабильности государства.
       За  последнее  время в торговле области произошли  значительные
   структурные  изменения, создавшие прочную базу  для  становления  в
   ней рыночных отношений.
       Ликвидирована   административно  -  распределительная   система
   управления  отраслью.  Торговые  предприятия  получили  правовую  и
   хозяйственную самостоятельность.
       В  торговле,  как  ни  в  одной другой отрасли,  сформировалась
   богатая  конкурентная среда. Предпринимательская  и  инвестиционная
   активность  в  этой сфере очень высокая. В крупных городах  области
   идет  процесс  реконструкции старых предприятий торговли,  создание
   новых  магазинов. Многие предприятия торговли по технологии  работы
   и  обслуживания, эстетическому и техническому состоянию,  насыщению
   продуктами  питания  соответствуют современному уровню  организации
   торговли.
       Отрасль   "торговля"   является  одной  из   крупных   отраслей
   экономики.  В  структуре валового регионального  продукта  торговля
   составляет  12,1 процента. Население Тульской области  в  настоящее
   время  расходует  на  покупку товаров около 66  процентов  денежных
   доходов.
       Сегодня   потребительский   рынок  области   представлен   3754
   предприятиями  стационарной розничной торговли. В области  работают
   978  предприятий  общественного питания на 66845  посадочных  мест.
   Оптовая торговля представлена 309 предприятиями, в их число  входят
   мелкооптовые и посреднические фирмы.
       Численность    работающих   в   отрасли   с   учетом    частных
   предпринимателей,  занимающихся  торговой  деятельностью  превышает
   113,7 тыс. человек.
       Ситуация   с   основными  товарами  народного  потребления   на
   потребительском  рынке  области  стабильна.  Насыщенность  торговли
   основными  продуктами питания, тканями, одеждой и обувью,  товарами
   сложной бытовой техники, хозяйственного назначения высокая.
       Одним   из   определяющих  факторов,   влияющих   на   развитие
   потребительского  спроса  на  рынке,  является  уровень   инфляции,
   который  в  1994  году составил 400 процентов, в 1995  году  -  130
   процентов,  в  1996  году  -  125 процентов,  в  1997  году  -  124
   процента,  в  1998  году  - 196 процентов,  в  1999  году  -  136,5
   процента, в 2000 году - 120,1 процента.
       В  результате инфляционных процессов, происходивших  в  стране,
   динамика   основных  показателей  развития  отрасли  "торговля"   в
   Тульской области характеризуется следующими показателями.
   
                                             (в процентах к 1990 году)
   
   ----------------T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----¬
   ¦               ¦1990¦1991¦1992¦1993¦1994¦1995¦1996¦1997¦1998¦1999¦2000¦
   +---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+
   ¦Розничный      ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
   ¦товарооборот во¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
   ¦всех каналах   ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦    ¦
   ¦реализации     ¦100 ¦ 98 ¦88,2¦76,7¦79,3¦66,6¦56,6¦54,9¦52,1¦47,6¦45,9¦
   L---------------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----
   
       Общий  объем  товарооборота за 2000 год составил  15012,8  млн.
   руб.,   что  в  фактических  ценах  на  21,7  процента  больше,   в
   сопоставимых ценах на 1,1 процента меньше, чем за 1999 год.
       Таким образом, рост розничного товарооборота в текущем году был
   достигнут  не  за  счет  увеличения продажи товаров  в  натуральном
   выражении, а за счет роста цен.
       Розничный  товарооборот на 46,1 процента сформирован  торговыми
   предприятиями и составил 6921,9 млн. руб. Доля продажи  товаров  на
   рынках  составила 27,8 процента от общего объема товарооборота  или
   4171,9  млн. руб., доля продажи товаров другими отраслями экономики
   (промышленность,   сельское  хозяйство  и  т.д.)   составила   26,1
   процента или 3919,0 млн. руб.
       Населению  продано продовольственных товаров  на  сумму  7783,1
   млн.  руб.,  что в фактических ценах на 23,3 процента больше,  а  в
   сопоставимых на 2,6 процента больше, чем за 1999 год.
       Продажа непродовольственных товаров составила 7229,7 млн.  руб.
   в  фактических  ценах возросла на 20 процентов,  а  в  сопоставимых
   ценах уменьшилась на 5 процентов.
       Соотношение продовольственных и непродовольственных товаров в
   структуре розничного товарооборота составляет 51,8 процента и  48,2
   процента.
       В  расчете  на душу населения общий товарооборот составил  8626
   рублей,  из  которых 3977 руб. приходится на предприятия  торговли,
   2397 руб. - на вещевые, смешанные и продовольственные рынки.
       Доля  оборота предприятий общественного питания в общем  объеме
   товарооборота  составила  3,1  процента.  Товарооборот  предприятий
   общественного  питания составил 471,3 млн. руб., что в  фактических
   ценах  на  12  процентов  больше, а в сопоставимых  ценах  на  17,9
   процента  меньше,  чем за 1999 год. Из-за высоких  цен  предприятия
   общественного   питания  продолжают  оставаться  недоступными   для
   большинства   населения.  В  расчете  на  душу   населения   оборот
   общественного питания составил 271 руб.
       Оптовый  оборот за 2000 год составил 9330,5 млн.  руб.,  что  в
   фактических  ценах на 17,5 процента больше, а в сопоставимых  ценах
   на 17,2 процента меньше, чем за 1999 год.
       Значительное  место  в  обеспечении населения  потребительскими
   товарами   по   разумным  ценам  занимают   созданные   в   области
   организованные      оптовые     рынки      продовольственных      и
   непродовольственных товаров. В настоящее время в области  работают:
   в  г. Туле на территории ТОСФИКО - оптовый рынок сельхозпродуктов и
   продовольствия,  в г. Узловой - Узловский оптовый продовольственный
   рынок   (на   территории  потребобщества  "Межрайонная  торгово   -
   производственная   база),  в  г.  Донском  -  оптовый   рынок   (на
   территории  бывшей базы ОРСА "Донскойуголь"), в г. Новомосковске  -
   оптовый  рынок (на территории ООО "Горпродснаб"), оптовый  рынок  в
   г.  Киреевске  (на  территории  бывшей  продовольственной  базы  АО
   торговой  фирмы  "Киреевская") и оптовый рынок в  г.  Ефремове  (на
   территории бывшего ресторана).
       В  бюджет  территории от предприятий торговли  и  общественного
   питания  всех  форм собственности поступило налоговых отчислений  и
   платежей в сумме 253624 тыс. руб.
   
                3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
                          В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
   
       Позитивные  тенденции  развития торговли  сопровождаются  рядом
   серьезных негативных проявлений:
       -  в  торговле сосредоточен сегодня значительный объем теневого
   оборота, размеры которого колеблются в пределах 30 процентов;
       -  именно  в торговле происходит неоправданное наращивание  цен
   реализации из-за звенности товародвижения;
       - неразвитость инфраструктуры товарного рынка, нерациональность
   торговых технологий усложняют процедуру купли - продажи товара,  не
   способствуют ускорению роста товарооборота;
       -  в связи с невысоким уровнем концентрации капитала в торговле
   функционируют, в основном, мелкие и средние торговые предприятия;
       -     развитие    информационного,    правового    обеспечения,
   совершенствование   отраслевого   менеджмента    решаются    крайне
   медленно;
       -  материальная база оптовой торговли достаточно изношена и  не
   обеспечивает   требования  госстандартов  по   условиям   хранения,
   техники безопасности и пожарной безопасности.
       Крайне  затянулся процесс реструктуризации товародвижения,  что
   привело   к  формированию  примитивных  нецивилизованных   схем   и
   технологий в организации оптовой торговли.
       Крупные  предприятия оптового звена, созданные в  дореформенный
   период  и  сориентированные  на организационные  и  технологические
   требования  плановой  распределительной  системы,  при  переходе  к
   рыночной  экономике  встали  перед  проблемой  пересмотра  основных
   принципов    использования   материально   -   технической    базы,
   находящейся в их распоряжении и в последние годы широко  практикуют
   сдачу  в  аренду  своих складских помещений различным  коммерческим
   структурам, которые активно ведут оптовую и мелкооптовую торговлю.
       В  результате,  в настоящее время для товарных рынков  Тульской
   области   характерны  довольно  низкий  уровень  культуры  рыночных
   отношений,    значительное    влияние    криминальных     структур,
   недостаточное законодательно - правовое и нормативное  обеспечение,
   большие транспортные издержки, несовершенство системы финансовых  и
   кредитных отношений.
       В   сложном  положении  оказалась  большая  часть  стационарных
   предприятий розничной торговли:
       -  из-за  недостатка собственных оборотных средств  предприятия
   торговли  ограничены в возможности закупать товары у поставщиков  в
   широком ассортименте и создавать необходимые запасы;
       -    продолжающийся    рост   цен   на   продовольственные    и
   непродовольственные  товары и услуги не дает возможности  населению
   увеличить объем покупок;
       -  постоянный  рост различного рода платежей  (арендной  платы,
   тарифов  за коммунальные услуги, показателя базовой доходности  для
   расчета  единого  налога  предприятия  и  т.д.)  вынуждает   многие
   предприятия стационарной торговли применять максимально  допустимые
   торговые  надбавки  на  закупаемые товары, что  приводит  к  оттоку
   покупателей на рынки и микрорынки, где розничные цены ниже.
       Все  это  отрицательно влияет на финансовые  показатели  работы
   стационарных торговых предприятий и более 40 процентов  предприятий
   торговли и общественного питания по итогам работы имею убытки.
       В ходе реформирования экономики общественное питание претерпело
   существенные   изменения  и  потеряло  свое   предназначение,   как
   социальная категория государственной политики.
       Из-за  высоких  цен  на  блюда серьезные  деформации  приобрела
   система   предоставления  горячего  питания   на   производственных
   предприятиях   и   в   учебных  заведениях,  свернуто   лечебно   -
   профилактическое   питание  для  работающих  на   производствах   с
   вредными условиями труда.
       Еще в более тяжелом положении оказалась система потребительской
   кооперации  из-за  резкого  снижения  жизненного  уровня  сельского
   населения.
       Оценивая   положение  системы  потребительской  кооперации   на
   потребительском  рынке области, следует отметить, что  в  настоящее
   время  роль ее в удовлетворении потребностей сельского населения  в
   товарах     народного    потребления,    в    закупках     излишков
   сельхозпродукции у сельского населения незначительна.
       В   структуре  товарооборота  резко  увеличилась  доля  продажи
   продовольственных  товаров  и занимает  около  85  процентов,  доля
   непродовольственных  товаров  -  15  процентов,  (по  области  доля
   продажи  продовольственных и непродовольственных товаров составляет
   соответственно  51,8 процента и 48,2 процента).  Причем  увеличение
   доли   реализации  продовольственных  товаров  произошло  за   счет
   увеличения   продажи   хлеба   и   булочных   изделий,   водки    и
   ликероводочных  изделий,  тогда как  объемы  продаж  рыбопродуктов,
   масла  животного, маргариновой продукции, кондитерских, крупяных  и
   макаронных изделий резко сокращены.
       Значительно  снизилась реализация обуви, швейных,  трикотажных,
   галантерейных, хозяйственных, культурно - бытовых товаров.
       Во  многих сельских магазинах часто в продаже отсутствуют самые
   необходимые  населению  товары народного  потребления,  а  цены  на
   реализуемые товары выше, чем в городе.
       Ослаблена      заготовительная     деятельность     предприятий
   потребительской  кооперации. Заготовители закупают  у  населения  в
   основном  яйцо  и  картофель, крайне незначительны  объемы  закупок
   мяса, молока, овощей, плодов.
       В  тяжелом положении находятся промышленные предприятия и  цеха
   потребительской    кооперации.   Им    все    труднее    становится
   конкурировать     с     хорошо    оснащенными     перерабатывающими
   предприятиями, вырабатывающими аналогичную продукцию. В  результате
   ежегодно  происходит  сокращение  производства  колбасных  изделий,
   безалкогольных  напитков, консервов плодоовощных, выпечки  хлеба  и
   хлебобулочных изделий.
       Рыночные   преобразования   в   торговле   обострили   проблему
   информационного    обеспечения.   Поиск   необходимой    информации
   затруднен.  Информация,  формируемая  коммерческими  маркетинговыми
   организациями,  зачастую несопоставима и не  отвечает  потребностям
   специалистов оптовой и розничной торговли.
   
             4. ПРИОРИТЕТЫ В РАЗВИТИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ
                  ОТРАСЛИ "ТОРГОВЛЯ" ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
                        НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА
   
       Администрация  Тульской области, исходя из  оценки  сложившейся
   ситуации  на потребительском рынке области, устанавливает для  себя
   на  период  до 2005 года следующие главные приоритеты в развитии  и
   совершенствовании отрасли "торговля":
       - совершенствование организации торгового процесса;
       -  укрепление  и  развитие предпринимательской деятельности  на
   потребительском рынке Тульской области;
       - повышение качества торгового обслуживания;
       - защита прав потребителя на потребительском рынке;
       -  поддержка со стороны администраций муниципальных образований
   социально значимых видов торговых услуг.
       Развитие  отрасли  в  этом направлении даст возможность  решить
   следующие задачи:
       -  обеспечить для абсолютного большинства населения доступность
   потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;
       - обеспечить права граждан на безопасность и качество товаров;
       -   сформировать  развитую  систему  товародвижения,  создающую
   благоприятные возможности для отечественных товаропроизводителей  и
   способствующую  оптимизации  на потребительском  рынке  соотношения
   отечественных и импортных товаров;
       - восстановить финансовый контроль над товарооборотом на основе
   существенного ограничения возможностей для теневого оборота;
       -    восстановить   оптимальное   соотношение   магазинных    и
   внемагазинных форм продажи товаров;
       - укрепить нормативно - правовую базу развития торговли.
       В  связи  с  тем, что многие экономические процессы в торговле,
   получившие  развитие  за  время  реформ,  полностью  или   частично
   необратимы, предполагается изменить механизм его функционирования.
       Средствами для решения данной задачи должны стать:
       -  целенаправленная структурная перестройка на  потребительском
   рынке;
       - стимулирование развития интеграционных процессов в торговле;
       - стимулирование перехода на механизм корпоративного управления
   субъектами торговой деятельности.
   
               5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ
                В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
   
       Современная инфраструктура торговли Тульской области  сложилась
   под    влиянием    проводимых   экономических   реформ,    процесса
   коммерциализации и приватизации.
       Эффективное функционирование предприятий потребительского рынка
   требует  формирования  инфраструктуры,  обеспечивающей  целостность
   системы,  укрепление  связей между оптовыми и розничными  звеньями,
   благоприятные    и    равные    условия    работы    и     развития
   предпринимательской деятельности.
       В целях совершенствования инфраструктуры потребительского рынка
   предлагается:
       -    продолжить    формирование    системообразующих    звеньев
   потребительского рынка в регионе;
       - реформировать систему общественного питания;
       - восстановить значимость потребительской кооперации;
       -  способствовать развитию интеграции, кооперации и координации
   деятельности  оптовых  и розничных предприятий  на  потребительском
   рынке.
   
                6. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОПТОВОЙ
              ТОРГОВЛИ - ВАЖНЕЙШЕГО ЗВЕНА ИНФРАСТРУКТУРЫ
                        ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
   
       Оптовая    торговля    -    важнейшее   звено    инфраструктуры
   потребительского рынка, формирующая каналы товародвижения и  вместе
   с   банками  обеспечивающая  эффективное  функционирование  системы
   товарно   -   денежного  обращения.  В  настоящее  время   наиболее
   эффективной    формой    оптовой    торговли    являются    оптовые
   продовольственные рынки и распределительные центры.
       Оптовые    продовольственные    рынки    представляют     собой
   самостоятельные   хозяйственные   структуры.   Их   назначение    -
   осуществление  организации  купли -  продажи  сельскохозяйственного
   сырья   и   продовольственных  товаров   независимыми   операторами
   (продавцами   и   покупателями)  в   определенных   местах   и   по
   установленным правилам.
       Распределительный  центр - это организация,  покупающая  товары
   напрямую у поставщиков и производителей и впоследствии продающая  и
   доставляющая эти товары в сеть магазинов без участия посредников.
       Распределительные   сети   могут  формироваться   и   на   иных
   организационных  началах, в частности, когда предприятия  розничной
   торговли группируются вокруг существующего объекта оптового  звена,
   который выступает в этом случае системным интегратором сети.
       Создание  оптовых  продовольственных рынков и распределительных
   центров в городах Тульской области даст возможность:
       - улучшить организацию товародвижения;
       - обеспечить сокращение звенности;
       -   развивать   предприятия  оптового  и   розничного   звеньев
   товародвижения;
       - решить задачи ценового равновесия;
       - повысить качество торгового обслуживания;
       - повысить финансовую и налоговую дисциплины.
   
          7. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
   
       Розничная  торговля  -  ведущее звено  всей  системы  торгового
   обслуживания,   так   как  непосредственно   затрагивает   интересы
   населения.
       В настоящее время розничная торговля представлена магазинными и
   внемагазинными  формами  продажи товаров. Причем  на  внемагазинные
   формы  продажи  приходится около половины розничного товарооборота.
   Данное  обстоятельство  имеет определенные негативные  последствия,
   так   как   оказывает   отрицательное   влияние   на   деятельность
   предприятий   торговли,  влечет  снижение  культуры   обслуживания,
   нарушает  нормальное  денежное обращение, создает  препятствия  для
   контроля за качеством товаров.
       В  связи  с этим предполагается проведение работы во  всех  без
   исключения  муниципальных образованиях, направленной  на  изменение
   соотношения   в   сторону  увеличения  реализации   товаров   через
   стационарные  торговые  предприятия,  которая  включает   следующие
   направления:
       -  разработку перспективных планов развития розничной,  оптовой
   торговли и общественного питания;
       -  размещение  торговых  предприятий в  соответствии  с  планом
   развития розничной торговли;
       - проведение работы по упорядочению мелкорозничной торговли;
       -  проведение работы по модернизации, реконструкции и  развитию
   городских рынков и микрорынков.
       При  проведении  работы  по  упорядочению  мелкорозничной  сети
   администрациям муниципальных образований рекомендуется:
       -   определить   места   внутри  жилых   кварталов   с   низкой
   обеспеченностью   стационарной  торговой   сетью   для   размещения
   объектов мелкорозничной торговли;
       -  размещение мелкорозничной торговли осуществлять не ближе 100
   м от стационарных торговых предприятий;
       - разработать ассортимент продукции, допускаемой к реализации в
   этих предприятиях.
       Учитывая социальную привлекательность рынков и микрорынков  из-
   за   относительно  низких  цен,  достаточно  широкого  ассортимента
   товаров,    территориальной   доступности   для   широкого    круга
   покупателей,   относящихся  к  низкодоходным   группам   населения,
   предполагается  проводить широкомасштабную работу, направленную  на
   превращение   их   в   объекты  цивилизованной  торговли,   включая
   нормативно   -   правовое  регулирование  деятельности.   Основными
   направлениями  этой  работы  должны быть  трансформация  рынков  на
   основе  последовательного  развития их  материально  -  технической
   базы  в современные предприятия торговли, проведение капитальных  и
   текущих  работ  по  приведению  рынков  в  надлежащее  техническое,
   санитарное и эстетическое состояние.
       Развитие  магазинных форм продажи товаров должно  опираться  на
   типовое разнообразие розничных предприятий:
       - универсальные продовольственные магазины;
       -       специализированные       и       узкоспециализированные
   непродовольственные магазины;
       - торговые центры и торговые комплексы;
       -   фирменные  магазины  от  предприятий  легкой,   пищевой   и
   перерабатывающей промышленности.
       В  целях  создания  большей  привлекательности  для  покупателя
   должны   быть   сформированы  системы   так   называемых   "удобных
   магазинов",  расположенных  в  радиусе  пешеходной  доступности   и
   торгующих     широким     ассортиментом     продовольственных     и
   непродовольственных товаров.
       Кроме  того,  необходимо  предусмотреть  специальные  зоны  для
   уличных  ярмарок и базаров. Продолжить формирование  зон  торгового
   обслуживания вдоль автомагистралей.
       Удовлетворить   потребности  самых  широких   слоев   населения
   возможно  лишь  в  условиях  функционирования  разнообразных   форм
   торгового обслуживания:
       -   магазинов  с  традиционными  формами  обслуживания   (через
   прилавок);
       - магазинов самообслуживания;
       - магазинов салонной торговли;
       - магазинов - складов;
       - дискаунтных магазинов.
       В     целях    увеличения    реализации    продукции    местных
   товаропроизводителей  необходимо  продолжить   развитие   фирменной
   торговой    сети    предприятий    перерабатывающей    и     легкой
   промышленности.
       В  крупных  городах предпочтительно создание  крупных  торговых
   центров,  супермаркетов с торговой площадью 1 -  4  тыс.  кв.  м  и
   ассортиментом  -  8  - 20 тыс. наименований товаров,  что  позволит
   увеличить товарооборот в несколько раз.
       Ресурсом для создания торговых домов и центров являются:
       - нежилые помещения;
       -  незагруженные складские комплексы, расположенные  в  удобном
   для покупателей месте;
       -  производственные корпуса предприятий, имеющие выход в  жилой
   сектор.
   
                   8. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
                         ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
   
       Преодоление   негативных  последствий  реформирования   системы
   общественного питания возможно только на основе четко  выработанной
   политики   восстановления  многообразия  предприятий  общественного
   питания, отвечающего особенностям настоящего времени.
       Основными  направлениями реформирования  системы  общественного
   питания должны стать:
       -   реконструкция  и  модернизация  предприятий   общественного
   питания;
       -  совершенствование организации и технологии питания в учебных
   заведениях;
       -   расширение   сети  социально  ориентированных  предприятий,
   обеспечивающих питанием рабочих, служащих;
       -   развитие   общедоступной  сети  предприятий   общественного
   питания,  включая  сеть  "быстрого  питания",  ориентированного  на
   различные группы потребителей;
       - развитие сети общественного питания вдоль автомагистралей, на
   заправочных станциях, в местах массового отдыха населения.
       Реконструкция и модернизация предприятий общественного  питания
   должна   быть   направлена  на  внедрение   достижений   научно   -
   технического   прогресса,  новых  технологий  и  оборудования   для
   приготовления пищи. На этой основе будут решены такие  задачи,  как
   повышение   качества  и  расширение  ассортимента   готовых   блюд,
   улучшение    обслуживания,    снижение   себестоимости    продукции
   общественного питания, сохранение рабочих мест.
       Совершенствование  организации и технологии питания  в  учебных
   заведениях  предусматривает реконструкцию действующих муниципальных
   комбинатов  школьного  питания и школьных пищеблоков  и  разработку
   примерных  вариантов скомплектованных рационов питания учащихся  г.
   Тулы и крупных районов области.
       Создание  и развитие системы предприятий быстрого обслуживания,
   доступных  для  широких  масс  населения  типа  "Русское   бистро",
   чайные,   шашлычные,  закусочные,  предприятия  типа  "Макдональдс"
   является  наиболее перспективной моделью организации общедоступного
   питания.
       В этих предприятиях, в отличие от элитных предприятий массового
   питания,   главной  услугой  является  удовлетворение  потребностей
   посетителей в качественной и недорогой пище.
       Минимизация издержек производства и обращения за счет  высокого
   уровня  специализации  и  выпуска ограниченного  стандартизованного
   ассортимента  качественных, но простых по технологии  приготовления
   блюд,  кулинарных изделий (бульоны, сосиски, бутерброды,  пироги  и
   пирожки,   прохладительные  и  горячие  напитки,  мороженое)   даст
   возможность поддерживать умеренные цены на продукцию.
       Развитие  или  восстановление  объектов  массового  питания  на
   предприятиях и в учреждениях возможно в двух вариантах:
       при  первом  варианте объекты общественного питания могут  быть
   структурными подразделениями организаций и учреждений;
       при   втором  варианте  объекты  общественного  питания   могут
   функционировать   как   самостоятельные   организации,   обслуживая
   коллективы  на  договорных началах с администрацией  организации  и
   учреждения.
       Размещение    предприятий    общественного    питания    должно
   осуществляться по перспективному плану развития розничной,  оптовой
   торговли и общественного питания.
   
             9. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ
              КООПЕРАЦИИ, ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
                СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ТОВАРАМИ И УСЛУГАМИ
   
       Для кардинального изменения ситуации, восстановления утраченных
   позиций, развития потребительской кооперации и повышения ее роли  в
   обеспечении  сельского  населения  товарами  народного  потребления
   необходима  целенаправленная работа как работников  потребительской
   кооперации, так и органов местного самоуправления.
       Для достижения этой цели кооперативным организациям необходимо:
       -  выполнить  принятые  ими программы  расширения  производства
   товаров, торговой сети, общественного питания, заготовок;
       - определить реальные пути расширения сфер деятельности за счет
   развития  на  селе таких платных услуг, как пошив и ремонт  одежды,
   обуви, ремонт бытовой техники, оказание населению парикмахерских  и
   транспортных услуг;
       -  организовать  во  всех магазинах, расположенных  в  сельской
   местности,  прием  предварительных заказов  на  технически  сложные
   товары  культурно  - бытового и хозяйственного назначения,  мебель,
   строительные материалы;
       -   перевести  на  круглосуточный  режим  работы   магазины   и
   предприятия     общественного     питания,     расположенные     на
   автомагистралях;
       -  развивать  реализацию  продукции  собственного  производства
   предприятий  общественного  питания, увеличить  количество  пунктов
   продажи   полуфабрикатов,   кулинарных   и   кондитерских   изделий
   собственного  производства за счет открытия отделов в  предприятиях
   розничной торговли и мелкорозничных предприятий торговли.
       Для  стабилизации работы производственных цехов  и  предприятий
   предусмотреть  не  только ежегодный прирост  выработки  выпускаемой
   продукции,  но  и  обеспечить расширение ее  ассортимента  за  счет
   более   дешевой   и   качественной  продукции,  при   необходимости
   перепрофилировать производственные цеха.
       Необходимо  проводить целенаправленную работу по восстановлению
   сети  приемо  -  заготовительных пунктов,  складов,  овощехранилищ,
   активизировать  закупки  в  крестьянских  (фермерских)   и   личных
   хозяйствах  граждан  сельскохозяйственной продукции,  сырья,  ягод,
   грибов,   лекарственных  трав  для  последующей   переработки   или
   реализации.
   
                 10. РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
                              В ТОРГОВЛЕ
   
       Анализ итогов реформирования торговли позволяет сделать вывод о
   том, что в отрасли начинается качественно новый этап.
       На   смену   разъединительным  и  обособленческим  настроениям,
   порожденным ошибочной стратегией приватизации, приходит  осознанное
   стремление  к  интегрированию хозяйственной деятельности  различных
   торговых структур в рамках общей организационной формы.
       Для  развития  интегрированных торговых  структур  сложились  и
   продолжают  формироваться  определенные  предпосылки:  падающий  по
   различным  причинам  спрос,  многочисленные  осложнения   на   пути
   движения товаров к потребителям и т.д.
       В  настоящее  время в отрасли начали зарождаться интеграционные
   процессы,  которые  в  ближайшем будущем  помогут  совершенствовать
   управление хозяйствующими субъектами.
       В регионе могут быть созданы:
       - цепные торговые организации;
       -  кооперативные объединения торговых структур или  объединения
   ассоциативного типа;
       - добровольные оптово - розничные объединения;
       - торгово - промышленные объединения.
       Сущность цепных торговых организаций состоит в том, что крупные
   торговые  предприятия  заключают договоры  с  малыми  или  средними
   торговыми   структурами.  На  основе  договоров  эти  структуры   в
   качестве  филиалов получают право на реализацию товара под торговой
   маркой головного предприятия.
       Такая  организация торговых предприятий позволяет  поддерживать
   более  устойчивую  ценовую  политику, широкий  ассортимент  товаров
   одновременно во всех магазинах для покупателей с различным  уровнем
   доходов.
       Сущность   кооперативных  объединений  торговых  структур   или
   объединений ассоциативного типа состоит в том, что группа  малых  и
   средних   торговых   структур  объединяется  в  целях   обеспечения
   собственной   стабильности  не  за  счет  использования   известной
   торговой  марки  какого-либо головного  предприятия,  а  на  основе
   формирования   новой   торговой   группы,   способной   к   жесткой
   конкуренции  на потребительском рынке. Основанием для возникновения
   таких   объединений  являются  согласование  торгово  -  закупочной
   политики  и централизация выполнения наиболее важных функций  своей
   хозяйственной деятельности.
       Наиболее   перспективным  направлением   создания   объединений
   ассоциативного  типа  в розничной торговле может  быть  объединение
   магазинов   с   одинаковой   концепцией  хозяйственного   развития:
   магазины  со  смешанным ассортиментом товаров и невысокими  ценами,
   специализированные   магазины   с   особыми    формами    торгового
   обслуживания,  универсальные  магазины,  предлагающие  новые  формы
   торгового обслуживания и т.п.
       В  общественном  питании  целесообразно создание  кооперативных
   объединений  при  организации  обслуживания  в  общеобразовательных
   учреждениях.
       Создание добровольных оптово - розничных объединений позволит:
       -  координировать  функции  оптовой  и  розничной  торговли  на
   принципах  общей  коммерческой  стратегии  при  сохранении   полной
   юридической и финансовой независимости каждого члена объединения;
       -  поддерживать высокий уровень продовольственной  безопасности
   для населения;
       -   создать   многофункциональный   центр   оптовой   торговли,
   модернизировать  существующие складские комплексы,  создать  единую
   информационную сеть и организовать торговлю по заказам в городах  и
   районах области.
       Однако,  все вышеперечисленные торговые структуры не решают,  а
   лишь несколько смягчают такие проблемы потребительского рынка,  как
   неплатежи,    неэффективная   система   кредитования,    недостаток
   собственных оборотных средств.
       Кардинальным  решением данных проблем могут  стать  объединения
   торговых    структур   с   товаропроизводителями   и    финансовыми
   организациями.
       Создание   в   области  торгово  -  промышленных   объединений,
   учредителями которых должны стать предприятия розничной торговли  и
   тульские   предприятия  перерабатывающей  промышленности,  является
   выгодным для всех участников.
       Главный  смысл  организации торгово - промышленных  объединений
   или   холдинговых  компаний  состоит  в  том,  что  будет   создана
   жизнеспособная  и эффективная организационная структура,  способная
   обеспечить  высокий  уровень управления  за  счет  профессионализма
   специалистов   холдинга  и  рациональной  схемы  организации   всей
   работы.
       Это даст возможность:
       -  сформировать  эффективные каналы распределения  товара,  что
   приведет     к    увеличению    реализации    продукции     местных
   товаропроизводителей;
       -  снизить  издержки обращения, а, следовательно,  и  розничные
   цены на реализуемые товары;
       -  установить финансовый контроль за эффективным использованием
   экономического потенциала предприятий;
       - совершенствовать систему кредитования и расчетов;
       - сформировать экономическую стратегию, развивать маркетинговую
   деятельность.
       Особые    преимущества   достигаются   в   случае    нахождения
   контрольного  пакета акций у государства, так как  профессиональная
   работа  с  ценными  бумагами  и управление  всем  пакетом  холдинга
   существенно повышают их ликвидность и рентабельность.
       Участие  представителей государственных  органов  в  управлении
   вновь  созданных  организаций даст возможность  проводить  политику
   строгого   соблюдения   законодательства,  оказывать   влияние   на
   поддержание  устойчивой  ценовой  политики  на  реализуемый  товар,
   улучшение  качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции
   и,  конечно,  под контролем будут находиться отчисления  налогов  и
   платежей в бюджеты всех уровней.
       Создание  таких  объединений  даст  возможность  продвинуть  на
   Тульский  потребительский  рынок в большем  объеме  товары  местных
   товаропроизводителей и реализовывать их по более  низким  розничным
   ценам,  в  чем  будут  заинтересованы  и  производители  товара   и
   продавцы.
   
                11. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
                           СИСТЕМЫ ТОРГОВЛИ
   
       В сложившихся условиях необходимо восстановление информационной
   системы торговли.
       Информационная  система торговли должна  охватывать  не  только
   Тульскую область, а быть открытой, межрегиональной информационно  -
   аналитической системой.
       Информационный  фонд  такой системы  должен  опираться  как  на
   государственную   статистику,  так   и   на   информацию   торговых
   корреспондентов  (потребителей, специалистов  оптовой  и  розничной
   торговли).
       Пользователями  такой системы должны стать товаропроизводители,
   перерабатывающие  предприятия, субъекты торгового  оборота,  органы
   исполнительной власти.
       Первый этап создания информационной системы торговли в Тульской
   области   предполагает  создание  комплекса  технических   средств,
   позволяющих  осуществлять  сбор,  обработку,  хранение  и  передачу
   информации всем заинтересованным пользователям системы.
       Второй  этап  предполагает информационное  обеспечение  системы
   комплексом  показателей,  данных  и  материалов,  требующихся   как
   действующим  на потребительском рынке структурам, так и инвесторам,
   имеющим намерение выйти на конкретный товарный рынок.
       Широкие  возможности  в  этом плане  предоставляет  электронная
   торговля.   Разработанный   Минторгом   России   автоматизированный
   информационный комплекс предназначен для формирования,  хранения  и
   обработки    информации   о   торговых   намерениях   хозяйствующих
   субъектов. Развитие в области электронной торговли и участие в  ней
   предприятий  оптовой  и  розничной торговли  предоставляет  широкие
   возможности  для  поиска коммерческих партнеров, позволяет  снизить
   издержки обращения за счет минимизации затрат на рекламную  работу,
   услуги  телефонной и почтовой связи при расширении круга  клиентов,
   при   этом   торговые   операции   реализуются   с   использованием
   информационно - телекоммуникационных технологий.
   
            12. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
                          МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ
   
       В   ходе  проведения  экономических  реформ  в  условиях  спада
   промышленного     производства,    недостаточного    финансирования
   бюджетных  сфер  произошел отток рабочей силы  из  производственных
   отраслей и бюджетного сектора в сферу услуг.
       В  результате,  во многих предприятиях торговли и общественного
   питания трудятся как руководители, так и работники, имеющие  крайне
   недостаточный уровень профессиональных знаний.
       Учитывая, что развитие потребительского рынка в немалой степени
   зависит  от  наличия подготовленных руководящих  кадров,  владеющих
   механизмом   функционирования   рыночной   экономики   и    хороших
   профессиональных  знаний  у  работников,  обслуживающих  население,
   необходимо проведение следующей работы.
       1.   На   базе  высших  учебных  заведений  проведение  учебных
   семинаров для руководящего звена по следующим направлениям:
       -  организация  торгового процесса в крупных торговых  центрах,
   супермаркетах, крупных магазинах;
       -  создание  и  функционирование оптово -  розничной  торговли,
   включая поставки импортных товаров;
       -  технология и культура продаж населению в условиях  рынков  и
   микрорынков и т.д.
       2.  На  базе лицеев и колледжей для работников, непосредственно
   занятых  обслуживанием  в сфере торговли и  общественного  питания,
   получение   обязательного  минимума,  обеспечивающего  безопасность
   услуг  торговли  и  общественного  питания  в  части  санитарно   -
   эпидемиологических знаний, соблюдения правил товарного соседства  и
   выкладки товаров, культуры обслуживания и т.д.
       Для   привлечения   внимания  руководителей   к   необходимости
   обеспечения   возможности  профессионального  роста  работников   и
   повышения  качества  их труда, а также в целях закрепления  наличия
   профессиональной   подготовки,   являющейся   одним   из    условий
   обязательной  сертификации услуг торговли и общественного  питания,
   предполагается   организация   проведения   различных    конкурсов,
   чемпионатов на уровне муниципальных образований.
   
                 13. УСЛОВИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ
                И СОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
   
       Претворение  в  жизнь  концепции развития торговли  в  Тульской
   области  осуществляется  работниками отрасли,  для  которых  должны
   быть  предусмотрены  и  созданы надлежащие условия  труда  и  быта,
   обеспечено    соблюдение    трудового   законодательства,    решены
   социальные вопросы.
       Следовательно,   трудовые  отношения  между  работодателями   и
   работниками, охрана труда, рабочее время и время отдыха  работников
   в  предприятиях  торговли  и общественного  питания  независимо  от
   организационно   -  правовых  форм  и  форм  собственности   должны
   регулироваться действующим трудовым законодательством РФ.
       Руководителям     торговых    организаций,    независимо     от
   организационно  - правовых форм и форм собственности  рекомендуется
   заключать  коллективные  договора,  предусматривая  в  них  решение
   социальных вопросов для работников отрасли.
   
                            14. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
       Изложенные  в  концепции проблемы, существующие на региональном
   рынке   потребительских  товаров,  являются  следствием   несколько
   приниженной  роли  органов государственного регулирования  торговой
   деятельности,    недостаточной   правовой   базы   и    отсутствием
   комплексной  системы  мер развития торговли в процессе  становления
   рыночных отношений.
       Зачастую,  за  текущей  работой органы  регулирования  торговли
   недостаточно представляют себе стратегические направления  развития
   отрасли и свою роль в реализации этих направлений на практике.
       В   представленной   концепции  проанализировано   существующее
   состояние     потребительского    рынка    области,    наметившиеся
   положительные   и   негативные  тенденции,  основные   проблемы   и
   последствия   вхождения   в   рыночные   отношения   и   определены
   направления  дальнейшего  развития и совершенствования  торговли  в
   Тульской области на период до 2005 года.
       Основные  направления развития торговли как  отрасли  экономики
   Тульской  области изложены в документе концептуально.  Практическая
   их  реализация  требует  разработки  программы  мер,  в  том  числе
   принятия   федеральных   законодательных   и   подзаконных   актов,
   направленных     на    стабилизацию    и    дальнейшее     развитие
   потребительского рынка России, в том числе и Тульской области.
   
   

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz