ОБЛАСТНАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО
РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕШЕНИЕ
от 24 октября 2002 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБЛАСТНОГО ТРЕХСТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ОБЪЕДИНЕНИЙ
ПРОФСОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА
2003 - 2004 ГОДЫ
1. Принять Областное трехстороннее соглашение между
администрацией Тульской области, Тульской федерацией профсоюзов и
объединениями работодателей на 2003 - 2004 годы (далее -
Соглашение) с учетом согласованных предложений.
2. Предложить подписать Соглашение до 31 октября 2002 года:
- от администрации Тульской области - губернатору Тульской
области Стародубцеву В.А.;
- от Тульской федерации профсоюзов - председателю Тульской
федерации профсоюзов Каенкову И.А.;
- от объединений работодателей - президенту Тульского
областного союза промышленников и предпринимателей Тарасову Ю.З.
3. Действие Соглашения распространяется на работников и
работодателей, которые уполномочили представителей сторон на
коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени,
на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления
Тульской области в пределах взятых на себя обязательств, а также
на работников и работодателей, присоединившихся к Соглашению после
его заключения.
Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся
членами Тульского областного союза промышленников и
предпринимателей.
4. Предложить представителям работников и работодателям, не
участвующим в заключении Соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели (их представители), объединения
работодателей, представители работников в течение 30 календарных
дней со дня опубликования Соглашения в газете "Тульские известия"
не заявили о своем несогласии присоединиться к Соглашению, оно
считается распространенным на данных работодателей и работников со
дня получения предложения.
Координатор Областной
трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых
отношений, заместитель
губернатора области
Н.В.КАЛИНИН
Координатор от органов
государственной власти,
директор департамента
труда
В.С.ШИТОВ
Координатор от работников,
председатель Тульской
федерации профсоюзов
И.А.КАЕНКОВ
Координатор
от работодателей,
вице-президент Тульского
областного союза промышленников
и предпринимателей
Ю.Т.КИСЕЛЬКОВ
ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ,
ТУЛЬСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ И
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА
2003 - 2004 ГОДЫ
Администрация Тульской области, именуемая в дальнейшем
Администрация, в лице губернатора Тульской области Стародубцева
В.А., действующего на основании Устава (Основного Закона) Тульской
области, Тульская федерация профсоюзов, именуемая в дальнейшем
Профсоюзы, в лице председателя Каенкова И.А., действующего на
основании Устава, и Тульский областной союз промышленников и
предпринимателей, именуемый в дальнейшем Работодатели, в лице
президента союза Тарасова Ю.З., действующего на основании Устава,
все вместе именуемые в дальнейшем Стороны, в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ и Законом
Тульской области "О социальном партнерстве" приняли на себя
обязательства и заключили настоящее соглашение по основным
вопросам проведения социально-экономической политики,
регулирования трудовых отношений, обеспечения социальных гарантий
и развития социального партнерства в Тульской области (далее -
Соглашение).
Стороны признают необходимым заключение соглашений на всех
уровнях социального партнерства, коллективных договоров на
предприятиях и в организациях всех форм собственности.
Настоящее Соглашение является основой при ведении коллективных
переговоров по заключению соглашений и коллективных договоров.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются
минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения
социальной и экономической защищенности трудящихся.
Стороны в объеме своих полномочий присоединяются к
обязательствам, принятым в Генеральном соглашении, заключенном
между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации
на соответствующие годы.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным
объединениям работодателей и профсоюзов, действующим в Тульской
области, в порядке, определяемом действующим законодательством.
1. В целях стабилизации экономики, развития производства и
предпринимательства
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Проводят активную политику по созданию благоприятных
условий хозяйствования, предпринимательской деятельности,
укреплению экономического и финансового положения предприятий и
организаций, повышению жизненного уровня в Тульской области и дают
предложения федеральным органам государственной власти по
рассматриваемым вопросам.
1.1.2. Осуществляют в соответствии с действующим
законодательством контроль за соблюдением трудовых прав работников
при проведении процедур банкротства и разработке мероприятий по
финансовому оздоровлению организаций - должников. В установленном
порядке информируют стороны Соглашения о предприятиях и
организациях, в отношении которых приняты решения о признании их
несостоятельными (банкротами).
1.1.3. Оказывают поддержку субъектам малого предпринимательства
как основе создания новых рабочих мест и развития производственных
отраслей экономики Тульской области.
1.1.4. Решают оперативные вопросы, затрагивающие взаимные
интересы Сторон, в том числе с выходом (выездом) в организации
области представителей администрации Тульской области, Тульской
федерации профсоюзов и объединений работодателей.
1.2. Администрация:
1.2.1. В соответствии с Законом Тульской области "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности на
территории Тульской области" и законами Тульской области "О
бюджете Тульской области" на соответствующий год рассматривает
вопрос о включении в областную инвестиционную программу проектов
предприятий, осваивающих новые виды продукции и создающих новые
рабочие места для привлечения на указанные цели бюджетных средств.
1.2.2. Обеспечивает участие представителей Профсоюзов и
Работодателей при рассмотрении цен, тарифов на продукцию и услуги
предприятий, регулирование которых в соответствии с действующим
законодательством осуществляется органами исполнительной власти
субъектов РФ.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Участвуют в разработке и содействуют реализации
государственных программ социально-экономического развития
Тульской области, отраслей экономики, предприятий и организаций.
1.3.2. Выходят с инициативой по разработке и заключению
отраслевых, территориальных соглашений, коллективных договоров на
предприятиях и в организациях всех форм собственности, добиваются
включения в них обязательств, направленных на сохранение и
развитие производства, повышение производительности труда и
конкурентоспособности продукции, рациональное использование
рабочего времени.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Участвуют в разработке и реализации государственных
программ социально-экономического развития Тульской области.
Способствуют улучшению экономического и финансового положения
предприятий и организаций, обеспечению своевременных платежей в
областной бюджет, бюджеты муниципальных образований и внебюджетные
фонды, обеспечению бесперебойного производственного процесса,
повышению эффективности работы и выпуску конкурентоспособной
продукции, предотвращению банкротства.
1.4.2. Принимают меры по прибыльной работе предприятий и
организаций, своевременному техническому перевооружению, внедрению
передовых технологий, созданию дополнительных рабочих мест с
заработной платой не ниже прожиточного минимума трудоспособного
населения в Тульской области.
1.4.3. Осуществляют ликвидацию предприятий и организаций,
изменение формы собственности, полную или частичную приостановку
производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или
ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее
чем за три месяца) уведомления соответствующих профсоюзов, органов
службы занятости и проведения с ними переговоров.
1.4.4. Ежеквартально информируют трудовые коллективы по
вопросам экономической и финансовой деятельности предприятия и
организации, принимаемых мерах по стабилизации и развитию
производства.
1.4.5. Предоставляют право профкомам и профорганизаторам
получать информацию по социально-трудовым вопросам, в том числе по
результатам аудиторских проверок.
2. В целях повышения уровня жизни, регулирования оплаты труда и
социальной защищенности населения
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Не допускают снижения уровня жизни в области и принимают
меры по повышению заработной платы до уровня прожиточного минимума
трудоспособного населения, установленного в Тульской области.
2.1.2. Участвуют в оздоровлении детей и подростков. Не
допускают снижения объемов финансирования и уровня оздоровления
детей и подростков по сравнению с предыдущим годом. Устанавливают
часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета,
дифференцированно, но не выше 15 процентов ее полной стоимости.
Выделяют средства на компенсацию затрат по оздоровлению детей и
подростков из областного бюджета и средств организаций.
2.1.3. Принимают меры по недопущению ликвидации или
использования не по назначению социально-бытовых, культурных и
спортивных учреждений всех форм собственности.
2.1.4. Проводят работу, направленную на сохранение и улучшение
здоровья населения, обеспечение необходимых условий для
эффективного функционирования организаций здравоохранения.
2.2. Администрация:
2.2.1. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы
работникам бюджетной сферы.
2.2.2. Производит повышение тарифных ставок работникам
бюджетных отраслей Тульской области в размерах и в сроки,
установленные федеральными законами и постановлениями
Правительства Российской Федерации для работников бюджетных
организаций.
2.2.3. Обеспечивает в установленном порядке определение и
публикацию в средствах массовой информации прожиточного минимума в
Тульской области.
2.2.4. Продолжает практику оказания государственной социальной
помощи населению Тульской области. Предусматривает в проекте
областного бюджета на соответствующий финансовый год
финансирование расходов на оказание государственной социальной
помощи.
2.2.5. При формировании бюджета Тульской области на 2004 год
рассматривает вопрос о возможности установления единого подушевого
норматива платежей на обязательное медицинское страхование
неработающего населения и выделения субвенций бюджетам
муниципальных образований для указанных целей.
2.2.6. Сохраняет практику невзыскания с нанимателей и
собственников жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные
услуги на период задержки выплаты заработной платы, пенсий и
пособий по безработице.
2.2.7. В полном объеме выделяет средства на оплату труда
организациям, финансируемым из областного бюджета.
2.2.8. Предусматривает в проекте областного бюджета на
соответствующий финансовый год средства:
на фонд оплаты труда для работников образовательных учреждений,
исходя из ставок (окладов) по ЕТC, на установление доплат и
надбавок в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда,
сформированного с учетом компенсационных выплат;
на установление надбавок работникам библиотек учреждений
образования в размере 50 процентов от тарифной ставки;
на установление надбавок работникам государственных библиотек,
музеев, театрально-концертных учреждений в размере 50 процентов
тарифной ставки в соответствии с законодательством Тульской
области;
на оплату медицинским работникам организаций здравоохранения,
образования, социальной защиты населения, системы органов по
работе с молодежью дополнительного отпуска продолжительностью 14
календарных дней в соответствии с действующим законодательством;
на введение надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за
продолжительность непрерывной работы медицинским работникам в
организациях образования в пределах размера аналогичных надбавок в
организациях здравоохранения и социальной защиты населения;
на введение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
28.02.1996 N 213 "О надбавках за продолжительность непрерывной
работы медицинским работникам, занимающим по совместительству
штатные должности в организациях здравоохранения и социальной
защиты населения" надбавки к должностному окладу (тарифной ставке)
медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные
должности в организациях здравоохранения, социальной защиты
населения и образования, в порядке и на условиях, предусмотренных
для соответствующих должностей;
на введение надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за
продолжительность непрерывной работы персоналу организаций
социальной защиты населения, непосредственно работающему с
контингентом этих организаций, занимающих по совместительству
штатные должности в организациях социальной защиты населения в
пределах размера аналогичных надбавок медицинским работникам в
организациях социальной защиты населения;
на выплату единовременных лечебных пособий в размере месячного
оклада (тарифной ставки) работникам учреждений образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, системы
органов по работе с молодежью.
2.2.9. При принятии Закона Тульской области "О региональной
надбавке работникам бюджетной сферы" предусматривает в проекте
бюджета области на соответствующий финансовый год средства на его
реализацию.
2.2.10. Рекомендует главам муниципальных образований:
- сохранить практику невзыскания с нанимателей и собственников
жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные услуги на период
задержки выплаты заработной платы, пенсий и пособий по
безработице;
- не повышать тарифы на жилищно-коммунальные услуги без
увеличения реальных доходов населения, устанавливая предельный
уровень платежей граждан за жилье и коммунальные услуги к
совокупному доходу семьи не выше утвержденного действующим
законодательством;
- в полном объеме выделять средства на оплату труда
организациям, финансируемым из бюджетов муниципальных образований;
- в целях своевременной выплаты заработной платы в соответствии
со ст. 136 ТК РФ установить сроки направления средств на оплату
труда из бюджетов муниципальных образований организациям бюджетной
сферы;
- предусмотреть в проекте муниципальных бюджетов на
соответствующий финансовый год средства:
на фонд оплаты труда для работников образовательных учреждений,
исходя из ставок (окладов) по ЕТC, на установление доплат и
надбавок в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда,
сформированного с учетом компенсационных выплат;
на установление надбавок работникам библиотек учреждений
образования в размере 50 процентов от тарифной ставки;
на установление надбавок работникам государственных библиотек,
музеев, театрально-концертных учреждений в размере 50 процентов
тарифной ставки в соответствии с законодательством Тульской
области;
на оплату медицинским работникам организаций здравоохранения,
образования, социальной защиты населения, системы органов по
работе с молодежью дополнительного отпуска продолжительностью 14
календарных дней в соответствии с действующим законодательством;
на введение надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за
продолжительность непрерывной работы медицинским работникам в
организациях образования в пределах размера аналогичных надбавок в
организациях здравоохранения и социальной защиты населения;
на введение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
28.02.1996 N 213 "О надбавках за продолжительность непрерывной
работы медицинским работникам, занимающим по совместительству
штатные должности в организациях здравоохранения и социальной
защиты населения" надбавки к должностному окладу (тарифной ставке)
медицинским работникам, занимающим по совместительству штатные
должности в организациях здравоохранения, социальной защиты
населения и образования, в порядке и на условиях, предусмотренных
для соответствующих должностей;
на введение надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за
продолжительность непрерывной работы персоналу организаций
социальной защиты населения, непосредственно работающему с
контингентом этих организаций, занимающих по совместительству
штатные должности в организациях социальной защиты населения в
пределах размера аналогичных надбавок медицинским работникам в
организациях социальной защиты населения;
на выплату единовременных лечебных пособий в размере месячного
оклада (тарифной ставки) работникам учреждений образования,
здравоохранения, социальной защиты населения, культуры, системы
органов по работе с молодежью;
на погашение кредиторской задолженности предприятиям ЖКХ по
коммунальным услугам учреждений, финансируемых из бюджета
муниципального образования;
на предоставление льгот по оплате за жилье и коммунальные
услуги специалистам здравоохранения, социальной защиты населения,
образования, культуры, проживающим и работающим в сельской
местности и рабочих поселках.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о
труде, в том числе за своевременной выплатой заработной платы и
других социальных выплат, предусмотренных нормативными правовыми
актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами
Тульской области. Вносят предложения по привлечению к
ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение
указанных нормативных правовых актов.
2.3.2. В случаях нарушения установленных сроков выплаты
заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым
спорам и суды.
2.3.3. Добиваются включения в коллективные договоры:
- установления минимальной заработной платы не ниже величины
прожиточного минимума трудоспособного населения в Тульской
области;
- индексации заработной платы в связи с ростом потребительских
цен на товары и услуги;
- порядка выплаты денежной компенсации в случае нарушения
работодателем установленного срока выплаты заработной платы,
оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат,
причитающихся работнику;
- предоставления вышедшим на пенсию работникам и их семьям
возможности пользоваться объектами социально-культурного
назначения организаций.
2.3.4. Обеспечивают защиту прав и интересов членов профсоюза по
вопросам социально-трудовых отношений, а в области коллективных
прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к
Соглашению, в случае наделения их полномочиями на
представительство в установленном порядке.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы
работникам. При нарушении работодателем установленного срока
выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и
других выплат, причитающихся работнику, производят их выплату с
уплатой процентов (денежной компенсации) в размере одной трехсотой
действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации за каждый день задержки в соответствии со ст.
236 ТК РФ.
2.4.2. Устанавливают на предприятиях и в организациях (кроме
организаций, финансируемых из бюджетов) заработную плату
неквалифицированному работнику, отработавшему полностью месячную
норму рабочего времени и выполнившему свои трудовые обязанности, в
размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного
населения в Тульской области.
На предприятиях и в организациях, где заработная плата
работника ниже величины прожиточного минимума трудоспособного
населения в Тульской области, разрабатывают совместно с
профсоюзами программы поэтапного ее увеличения до величины
прожиточного минимума.
2.4.3. Обеспечивают на предприятиях и в организациях пересмотр
тарифной ставки 1 разряда и должностных окладов в соответствии с
ростом потребительских цен на товары и услуги и отраслевыми
тарифными соглашениями, коллективными договорами.
2.4.4. Не допускают без согласия работника внедрения неденежной
формы выплаты заработной платы. Доля заработной платы,
выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов
от общей суммы заработной платы.
2.4.5. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных
органов документы по заработной плате работников.
2.4.6. Заключают коллективные договоры с профсоюзными
комитетами на предприятиях и в организациях, предусматривая в них:
- сроки выплаты заработной платы;
- графики погашения задолженности по заработной плате;
- размеры компенсаций в случаях несвоевременной выплаты
заработной платы.
3. В целях обеспечения занятости и предотвращения роста уровня
безработицы, содействия кадровому обеспечению предприятий и
организаций
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Принимают меры по реализации областной целевой программы
"Содействие занятости населения Тульской области".
3.1.2. Совместными и координированными действиями сдерживать
уровень официально регистрируемой безработицы, не допуская
превышения 1,0 - 1,3 процента от экономически активного населения
области. Дополнительно производить расчеты уровня общей
безработицы по методике Международной организации труда.
3.1.3. Проводят согласованную политику при подготовке и
принятии решений органов государственной власти в отношении
неплатежеспособных организаций, направленную на предотвращение
возникающих социальных конфликтов.
3.1.4. Руководствуются в случаях массового высвобождения
работников следующими критериями:
а) при ликвидации предприятий любой организационно-правовой
формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) при сокращении численности или штата работников в размере 10
процентов в течение 30 календарных дней на предприятиях или
организациях с численностью до 50 человек;
в) при сокращении численности или штата работников предприятий
или организаций в количестве:
- 50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.1.5. В целях повышения престижа массовых профессий и
содействия повышению квалификации работников проводят ежегодно
областные конкурсы профессионального мастерства.
3.2. Администрация:
3.2.1. Предусматривает в проекте бюджета на соответствующий
финансовый год статью расходов на финансирование мероприятий по
реализации областной целевой программы "Содействие занятости
населения Тульской области".
3.2.2. Обеспечивает паритетное участие профсоюзов и
работодателей в определении направлений и эффективности
расходования средств, направляемых на обеспечение занятости.
3.2.3. Расширяет объемы и перечень видов общественных работ с
целью решения социально значимых вопросов территорий.
3.2.4. Продолжает практику обучения, переобучения, повышения
квалификации безработных граждан и незанятого населения
профессиям, пользующимся спросом на областном рынке труда.
3.2.5. Обеспечивает ежемесячно через средства массовой
информации доведение до населения информации о рынке труда,
возможностях службы занятости населения по трудоустройству,
обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также
перечень профессий, на которые формируется устойчивый спрос.
3.2.6. Устанавливает в соответствии с действующим
законодательством квоты рабочих мест для трудоустройства граждан,
особо нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов и
молодежи.
3.2.7. Рекомендует главам муниципальных образований:
- предусматривать в проекте бюджетов муниципальных образований
статью расходов на финансирование мероприятий по реализации
областной целевой программы "Содействие занятости населения
Тульской области" и активных программ занятости населения;
- привлекать к участию работодателей и профсоюзов в определении
направлений и эффективности расходования средств, направляемых на
обеспечение занятости.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства в
вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата
работников, предоставления льгот и гарантий в процессе работы и
при их высвобождении, реорганизации, ликвидации предприятий и
организаций.
3.3.2. Добиваются включения в коллективные договоры и
соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение
объемов работ, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых
работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх
установленных законодательством.
3.3.3. Участвуют в работе Координационного комитета содействия
занятости населения Тульской области.
3.3.4. Вносят в органы местного самоуправления предложения о
приостановке решений работодателей о массовом высвобождении
работников. Выступают в поддержку требований трудовых коллективов
о приостановке выполнения решения по массовому высвобождению
работающих или поэтапному проведению данной работы.
3.3.5. Информируют работников организаций Тульской области об
изменениях, происходящих в действующем законодательстве.
3.3.6. При введении внешнего управления обеспечивают сохранение
действия коллективного и трудовых договоров.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят работу по анализу, прогнозированию и
постоянному учету численности высвобождаемых работников. В
пятидневный срок информируют органы службы занятости населения о
наличии вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу
безработных граждан.
3.4.2. Предоставляют высвобождаемым работникам возможность
переобучения новым профессиям в организациях до наступления срока
расторжения трудового договора.
3.4.3. Обеспечивают выполнение установленной им в соответствии
с нормативными правовыми актами Тульской области квоты для приема
на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
3.4.4. Осуществляют привлечение и использование иностранной
рабочей силы с учетом мнения глав муниципальных образований и
соответствующих профсоюзных органов.
3.4.5. Принимают меры по восстановлению и совершенствованию
системы внутрипроизводственного обучения персонала с учетом
перспектив развития предприятия. В этих целях направлять на
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров не
менее 1,5 процента средств от расходов на оплату труда работников.
4. В целях улучшения условий, охраны труда и экологии
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Организуют взаимодействие с органами надзора и контроля
с целью осуществления совместных комплексных проверок условий
труда на предприятиях и в организациях, используют их информацию
при разработке долгосрочных программ и планов мероприятий по
улучшению состояния охраны труда в области.
4.1.2. Обеспечивают контроль в области охраны труда,
промышленной и экологической безопасности с целью создания
работодателями здоровых и безопасных условий труда.
4.1.3. Регулярно информируют население о состоянии условий
труда, производственного травматизма и экологической обстановки в
Тульской области и принимаемых мерах по их улучшению.
4.1.4. Разрабатывают предложения по совершенствованию
законодательства в области охраны труда и экологии.
4.2. Администрация:
4.2.1. Рекомендует главам муниципальных образований
информировать администрацию области о введенных в действие
производственных объектах, средствах производства и технологий, в
том числе приобретенных за рубежом, при наличии положительных
заключений органов государственного надзора и контроля,
государственной экологической экспертизы и государственной
экспертизы условий труда.
4.2.2. Обеспечивает дальнейшее развитие Системы
государственного управления охраной труда в Тульской области,
совершенствует работу по аттестации рабочих мест по условиям труда
и усилению контроля за правильным предоставлением компенсаций за
работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением нормативных
правовых актов по охране труда в организациях, а в случае
выявления нарушений предлагают работодателям устранить их и
информируют об этом соответствующие государственные органы и
органы местного самоуправления.
4.3.2. Взаимодействуют с органами государственного управления
охраной труда по проведению комплексных обследований организаций,
контроля за соблюдением норм и правил охраны труда,
предоставлением компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными
или опасными условиями труда.
4.3.3. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных
случаев на производстве или получивших профессиональное
заболевание, принимают участие в расследовании несчастных случаев
на производстве.
4.3.4. Проводят выборы уполномоченных (доверенных) лиц
профсоюзных комитетов и членов комитетов (комиссий) по охране
труда.
4.3.5. Добиваются включения в коллективные договоры
обязательств по реализации Федерального закона "Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний".
4.3.6. Продолжают работу по формированию института
уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, совместных
комитетов (комиссий) по охране труда на всех предприятиях, где
действуют профсоюзные организации.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
- мероприятия по улучшению условий и охраны труда, а также
средства на их финансирование;
- дополнительные компенсации работникам, занятым на тяжелых
работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
- сокращение количества рабочих мест, где условия труда не
отвечают санитарно - гигиеническим нормам;
- компенсацию затрат, связанных с обследованием работников на
наличие профзаболеваний, а также затрат, связанных с их лечением.
4.4.2. Создают условия для осуществления уполномоченными
(доверенными) лицами профсоюзных комитетов, а также членами
комитетов (комиссий) по охране труда, контроля за соблюдением на
рабочих местах требований норм и правил по охране труда,
организуют обучение членов комитетов (комиссий) по охране труда.
4.4.3. Совершенствуют подготовку и обучение специалистов в
области охраны труда. Обеспечивают эффективную работу служб охраны
труда по предупреждению несчастных случаев на производстве.
4.4.4. Организуют работу по аттестации рабочих мест по условиям
труда и выполнению мероприятий по их доведению до нормативных
требований с последующей сертификацией работ по охране труда.
4.4.5. Создают в организациях за счет собственных средств
специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов,
получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное
повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых
обязанностей в данной организации.
4.4.6. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально и
физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью
работников, способствующего загрязнению окружающей среды.
4.4.7. Обеспечивают условия для осуществления контроля
государственными органами, органами местного самоуправления и
профсоюзными органами за соблюдением трудового законодательства.
5. В целях обеспечения социального партнерства
5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Принимают участие на паритетной основе в работе
областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений (далее - Комиссия).
5.1.2. Для обеспечения реализации Соглашения на основе взаимных
консультаций в рамках Комиссии разрабатывают документы, принимают
необходимые решения, формируют предложения в адрес органов
государственной власти Российской Федерации и добиваются их
реализации.
5.1.3. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение,
после ознакомления с ними сторон и консультаций на уровне
Комиссии.
5.1.4. В месячный срок после подписания Соглашения каждая из
сторон разрабатывает комплекс мер, необходимых для реализации
принятых обязательств.
5.1.5. Обеспечивают возможность представителям сторон принимать
участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в
Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
5.1.6. Оказывают содействие в создании и обеспечении
деятельности объединений работодателей (союзов, ассоциаций и пр.)
в муниципальных образованиях, формированию в них территориальных
трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений и заключении территориальных соглашений.
5.1.7. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению
первичных профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях
области.
5.1.8. Участвуют в постоянно действующих комиссиях, созданных
органами государственной власти и органами местного
самоуправления, рассматривающих социально - трудовые вопросы.
5.2. Администрация:
5.2.1. Информирует в установленном порядке стороны Соглашения
по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений и выносимым
на рассмотрение администрации Тульской области.
5.2.2. Проводит трехсторонние консультации по вопросам
разработки и реализации социально-экономической политики, а также
предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов
Тульской области в сфере социально-трудовых отношений. В период
действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых
актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые интересы
работников, а также областных социальных программ без учета мнения
соответствующих профсоюзных органов и работодателей.
5.2.3. Рекомендует главам муниципальных образований:
- осуществлять поддержку, не противоречащую Закону РФ от 22
марта 1991 года 948-1 "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках",
преимущественно предприятиям и организациям, действующим в системе
социального партнерства и обеспечивающим реализацию обязательств
по соглашениям и коллективным договорам;
- предоставлять безвозмездно территориальным советам
председателей профсоюзных организаций оснащенные помещения для
проведения мероприятий в рамках социального партнерства.
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Ежегодно, не позднее ноября, выходят с инициативой по
вступлению в переговоры с Работодателем по подготовке проекта
коллективного договора и его заключению на следующий год (или
внесения изменений и дополнений в действующий коллективный
договор).
5.3.2. Не выступать организаторами коллективных действий в
случае выполнения Администрацией и Работодателями обязательств,
предусмотренных в настоящем Соглашении, а также в отраслевых,
территориальных соглашениях, коллективных договорах. В случае
возникновения коллективных трудовых споров принимать все
необходимые меры по их урегулированию.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников
ежемесячное и бесплатное перечисление на счет профсоюза членских
взносов одновременно с выплатой заработной платы работникам
предприятия.
5.4.2. Обеспечивают условия для уставной деятельности
профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают
случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством
Российской Федерации.
5.4.3. При отсутствии в организации первичной профсоюзной
организации обеспечивают условия для ее создания либо для
деятельности иных представительных органов работников при
проведении коллективных переговоров, заключении и изменении
коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением,
а также при рассмотрении трудовых споров работников с
работодателями.
5.4.4. Не позднее I квартала заключают коллективные договоры с
профсоюзными комитетами. Признают федеральные отраслевые и
областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные
соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом
поддержания социального мира.
5.4.5. Рассматривают все требования, предложения, внесенные на
профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают
соответствующие решения.
5.4.6. Ежемесячно перечисляют денежные средства профсоюзным
органам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную
работу на предприятиях и в организациях и устанавливают размер
отчислений в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями, но
не менее 0,15 процента от фонда оплаты труда.
6. Действие соглашения, обеспечение контроля за его
выполнением, ответственность сторон за реализацию Соглашения
6.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2003 года и
действует до 31 декабря 2004.
6.2. Финансирование мероприятий, предусмотренных Соглашением,
осуществляется в соответствии с источниками, определенными
законодательством Российской Федерации и Тульской области.
6.3. Стороны реализуют Соглашение на основе взаимного доверия и
взаимной ответственности, проводят совместные заседания для
своевременной координации усилий по выполнению Соглашения.
6.4. Соглашение распространяется на все предприятия и
организации, независимо от форм собственности, которые в месячный
срок после опубликования Соглашения в печати не заявили о своем
несогласии присоединиться к нему.
6.5. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется
Комиссией в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
Законом Тульской области "О социальном партнерстве", а также
Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и
организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в
Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон путем заключения
дополнительного соглашения. Итоги по выполнению Соглашения
подводятся 1 раз в год на заседаниях Комиссии.
6.6. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения
обязательств Соглашения или решения Комиссии виновная Сторона
несет ответственность в соответствии с законодательством.
6.7. Предложение о рассмотрении вопроса о привлечении виновной
Стороны к ответственности вносится заинтересованной Стороной в
Комиссию.
6.8. Комиссия рассматривает внесенные предложения в течение
семи дней.
6.9. Заключение Комиссии не лишает права заинтересованную
Сторону защищать свои права в соответствии с законодательством.
6.10. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение
установленного срока его действия в одностороннем порядке
прекратить исполнение принятых обязательств.
6.11. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его
условий профсоюзы не выступают организаторами забастовок. В случае
возникновения коллективных трудовых споров стороны Соглашения
принимают все необходимые меры по их урегулированию.
6.12. Администрация Тульской области обеспечивает в
двухнедельный срок с момента подписания сторонами Соглашения
публикацию его в газете "Тульские известия".
6.13. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех
экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Губернатор
Тульской области
В.СТАРОДУБЦЕВ
Председатель
Тульской федерации
профсоюзов
И.КАЕНКОВ
Президент Тульского
областного союза
промышленников
и предпринимателей
Ю.ТАРАСОВ
|