ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО N 4
от 10 июня 2003 г. N 38-09/164
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЙ НА ДЕТЕЙ
Департамент социального развития Тульской области направляет
разъяснение Министерства труда и социального развития РФ от
18.04.2003 N 611-13 по вопросам практического применения
Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей".
1. В каком порядке следует назначать государственные пособия на
ребенка в случае регистрации родителей и ребенка по месту
пребывания в Тульской области как при отсутствии постоянной
прописки, так и при наличии регистрации по месту жительства в
другой области РФ или другом государстве?
В соответствии со ст. 17.1 Федерального закона "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное
пособие назначается и выплачивается одному из родителей
(усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного,
усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего
совместно с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет
(на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им
обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати
лет).
В соответствии с частью 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом
жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается
место жительства их законных представителей - родителей,
усыновителей и опекунов.
Согласно п. 1 Правил регистрации и снятия граждан РФ с
регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах
Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 17 июля 1995 года N 713, регистрационный учет устанавливается в
целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами
своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед
другими гражданами, государством и обществом.
Пункт 9 указанных Правил предусматривает, что граждане,
прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не
являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в
3-дневный срок со дня прибытия зарегистрироваться по месту
пребывания.
В соответствии с п. 15 указанных Правил регистрация граждан по
месту пребывания осуществляется без снятия их с регистрационного
учета по месту жительства.
Вместе с тем, для предотвращения двойных выплат ежемесячного
пособия на ребенка целесообразно запрашивать от органов социальной
защиты населения по месту постоянной регистрации таких граждан
сведения о неполучении или сроке прекращения назначения и выплаты
ежемесячного пособия.
Вышеизложенные правила распространяются и на
несовершеннолетних.
Таким образом, граждане, имеющие регистрацию по месту
пребывания в Тульской области, имеют право на получение
ежемесячного пособия на ребенка в органах социальной защиты
населения Тульской области независимо от наличия или отсутствия
регистрации по месту жительства в другом регионе Российской
Федерации.
Что касается граждан, прибывших из-за пределов Российской
Федерации, то в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О
государственных пособиях гражданам, имеющим детей" действие
указанного закона распространяется и на иностранных граждан и лиц
без гражданства, в том числе беженцев, проживающих на территории
Российской Федерации.
Поскольку ежемесячное пособие на ребенка до достижения им
возраста шестнадцати лет выплачивается органами социальной защиты
населения по месту жительства семей с детьми, при наличии у таких
граждан регистрации по месту пребывания, они имеют право на
получение пособия на ребенка независимо от наличия или отсутствия
регистрации по месту постоянного жительства за пределами
Российской Федерации.
Вместе с тем следует учитывать, что ежемесячное пособие на
ребенка гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию из-за ее
пределов, назначается и выплачивается не ранее, чем с месяца, в
котором они зарегистрированы по месту проживания (пребывания) на
территории Российской Федерации.
2. Женщина получает пособие одинокой матери в повышенном
размере. Выходит замуж. Ребенок не усыновлен мужем матери. Общих
детей нет. Следует ли учитывать в составе семьи при назначении
ежемесячного пособия в повышенном размере на ребенка мужа матери с
его доходами? При этом возможно проживание по одному адресу или
раздельно.
В соответствии с п. 4 Порядка учета и исчисления величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного
пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 29.09.99 N 1096, в состав семьи, учитываемый при исчислении
величины среднедушевого дохода, включаются состоящие в браке
родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители
(усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их
несовершеннолетние дети.
Учитывая, что при вступлении в брак муж матери не усыновил ее
ребенка, он не приобретает по отношению к нему статус родителя.
Факт регистрации супругов и ребенка жены (ребенка одинокой матери)
по одному месту жительства значения не имеет. В связи с этим в
приведенном примере в состав семьи, учитываемый при назначении
ежемесячного пособия на ребенка в повышенном размере (в
соответствии с п. 41 Постановления Правительства РФ от 04.09.95 N
883), должны быть включены мать ребенка и сам ребенок.
3. В отношении ребенка установлено отцовство. Брак между
родителями не зарегистрирован. Ребенок зарегистрирован по месту
жительства совместно с отцом. Но фактически живет с матерью, что
подтверждается актом обследования. При этом мать утверждает, что
сведений об отце ребенка предоставить не может. Как учитывать
состав семьи и доходы родителей при назначении ежемесячного
пособия на ребенка? Во втором случае ребенок прописан вместе с
матерью при тех же вышеизложенных обстоятельствах. Как учитывать
состав семьи в этом случае?
В соответствии с п. 4 Порядка учета и исчисления величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного
пособия на ребенка, утвержденного Постановлением Правительства РФ
от 29.09.99 N 1096, в состав семьи, учитываемый при исчислении
величины среднедушевого дохода, включаются состоящие в браке
родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители
(усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их
несовершеннолетние дети.
В соответствии с Конституцией РФ, а также статьей 80 Семейного
кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних
детей.
В связи с изложенным, если родители ребенка не состоят в браке,
в составе семьи, учитываемом при исчислении величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного
пособия на ребенка, должны быть учтены мать ребенка и сам ребенок.
При этом в доходе матери должны быть учтены средства,
предоставляемые отцом ребенка на его содержание.
В случае если отец ребенка уклоняется от участия в его
содержании, матери необходимо в соответствии с действующим
законодательством обратиться в суд для решения данного вопроса.
Назначение ежемесячного пособия на ребенка без истребования
сведений о предоставлении отцом ребенка средств на его содержание
возможно только при назначении пособия в повышенном размере в
соответствии с п. 44 Положения о порядке назначения и выплаты
государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие на ребенка
до достижения им возраста шестнадцати лет выплачивается органами
социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми.
В соответствии с частью 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом
жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается
место жительства их законных представителей - родителей,
усыновителей и опекунов.
В связи с вышеизложенным одним из документов для назначения
пособия является справка с места жительства ребенка о совместном
его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем) -
п. 50 Положения о порядке назначения и выплаты государственных
пособий гражданам, имеющим детей.
В приведенном примере заявительницей может быть представлена
такая справка только о совместном проживании ребенка и его отца
(поскольку ребенок зарегистрирован по месту жительства отца).
Учитывая, что родители ребенка не состоят в браке (установлено
отцовство), в данном случае нет оснований для назначения пособия
матери ребенка.
Обращаем ваше внимание, что требование п. 50 Положения о
представлении справки с места жительства ребенка о совместном его
проживании с родителем полностью соответствует действующему
законодательству. Представление для назначения пособия иного
документа, подтверждающего факт проживания ребенка с родителем, в
том числе и акта обследования органа социальной защиты населения,
действующим законодательством не предусмотрено.
В данном случае матери ребенка, с которым он, как видно из
приведенного примера, постоянно проживает, необходимо в
соответствии с действующим законодательством зарегистрировать
ребенка по месту пребывания по своему адресу.
4. Опекун получает денежные средства на содержание 15-летней
девочки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от
26.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". У
несовершеннолетней девочки родился ребенок. Она одинокая мать.
Может ли опекун матери автоматически являться опекуном ее ребенка?
Кого включать в состав семьи и учитывать ли в доход семьи при
назначении ежемесячного пособия на родившегося ребенка сумму
денежных средств, получаемых опекуном на содержание его матери?
В соответствии с ч. 2 ст. 62 Семейного кодекса РФ
несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае
рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или)
отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по
достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения
несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку
может быть назначен опекун, который будет осуществлять его
воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка.
Таким образом, вопрос о том, кто в приведенном примере будет
являться опекуном ребенка несовершеннолетней одинокой матери,
должен быть решен органами опеки и попечительства.
Вместе с тем, на ребенка несовершеннолетней одинокой матери
может быть назначено ежемесячное пособие, получателем которого до
достижения матерью возраста 16 лет будет являться опекун ребенка.
При решении вопроса о назначении ежемесячного пособия на
ребенка в составе семьи должны быть учтены несовершеннолетняя мать
ребенка и сам ребенок - в соответствии с п. 5 Порядка учета и
исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на
получение ежемесячного пособия на ребенка, утвержденного
Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1999 года N 1096.
В качестве доходов матери должны быть указаны выплачиваемая на
нее пенсия (подпункт "а" п. 9 Порядка), алименты (подпункт "л" п.
10 Порядка), получаемая ею стипендия (подпункт "в" п. 9 Порядка) и
др.
Порядок учета и величины среднедушевого дохода, дающего право
на получение ежемесячного пособия на ребенка, не предусматривает
учет в составе доходов, учитываемых при назначении ежемесячного
пособия на ребенка, денежных средств, выплачиваемых в соответствии
с законодательством РФ опекуну несовершеннолетнего на его
содержание.
5. Отец ребенка, родившегося в Тульской области в 2001 году,
гражданин Мадагаскара, по словам матери ребенка, гражданки РФ,
покинул территорию РФ. Брак между родителями не расторгнут. Мать
ребенка на алименты в суд не подавала, по ее словам, ничего не
знает о местонахождении супруга, претендует на назначение
ежемесячного пособия на ребенка, сведений об отце ребенка
предоставить не может. Кого учитывать в составе семьи при
назначении ежемесячного пособия в этом случае?
В соответствии с п. 4 Порядка учета и исчисления величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного
пособия на ребенка, в состав семьи, учитываемый при исчислении
величины среднедушевого дохода, включаются состоящие в браке
родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители
(усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их
несовершеннолетние дети.
В приведенном примере, учитывая, что речь идет о родителях,
состоящих в браке, в составе семьи должны быть учтены мать, отец и
ребенок. Иного действующее законодательство не устанавливает. В
доходах семьи должны быть учтены доходы отца ребенка.
Назначение ежемесячного пособия на ребенка без истребования
сведений об отце ребенка и его доходах возможно только в случаях,
предусмотренных п. 6 Порядка учета и исчисления величины
среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного
пособия на ребенка, или при представлении соответствующего
документа, подтверждающего невозможность представления таких
сведений, например, справки органов внутренних дел об объявлении в
розыск.
Заместитель директора департамента
В.И.ЧИНЕНОВ
|