ГУБЕРНАТОР
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2004 г. N 6-пг
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ В
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
В целях реализации законодательства о защите прав потребителей,
обеспечения безопасности продукции и услуг, эффективности
взаимодействия всех ветвей системы защиты прав потребителей,
информирования, просвещения и обучения населения в области защиты
прав потребителей, в соответствии с "Приоритетными направлениями
национальной политики в сфере защиты прав потребителей на 2001 -
2010 гг.", одобренными 26.02.2001 Межведомственным советом по
защите прав потребителей Российской Федерации, на основании статьи
30 Устава (Основного Закона) Тульской области постановляю:
1. Утвердить комплекс мер по реализации в Тульской области
приоритетных направлений национальной политики в сфере защиты прав
потребителей на 2004 - 2007 годы, одобренный Межведомственным
советом по защите прав потребителей Тульской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Тульской
области создать в муниципальных образованиях Межведомственные
советы по защите прав потребителей, разработать мероприятия по
защите прав потребителей и организовать их выполнение в
соответствии с приоритетными направлениями политики в сфере защиты
прав потребителей в Тульской области.
3. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Вице-губернатор
Тульской области
А.В.ЛУНЕВ
Утвержден
Постановлением губернатора
Тульской области
от 21.01.2004 N 6-пг
КОМПЛЕКС МЕР
ПО РЕАЛИЗАЦИИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИОРИТЕТНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 2004 - 2007 ГОДЫ
I. Состояние защиты прав потребителей в Тульской области
С введением в действие в апреле 1992 года Закона РФ "О защите
прав потребителей" была создана правовая основа для формирования и
реализации государственной политики в этой сфере.
В Тульской области весь комплекс работ по защите прав
потребителей осуществляется территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющими контроль за
качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), органами
исполнительной власти Тульской области, органами местного
самоуправления Тульской области, общественными объединениями
потребителей.
Качественно новое содержание обрела совместная работа указанных
органов и организаций в связи с принятием Программ защиты прав
потребителей Тульской области на 1996 - 1997 годы и на 1998 - 1999
годы.
Развитию конструктивного взаимодействия всех ветвей системы
защиты прав потребителей способствовало создание в 1993 году
Межведомственного совета по защите прав потребителей Тульской
области.
Контрольные и надзорные органы совместно с органами
исполнительной власти Тульской области, органами местного
самоуправления Тульской области, общественными объединениями
потребителей решают проблемы в сфере защиты прав потребителей.
Общими усилиями удается решать задачи доведения до потребителей
достоверной информации о товарах; формирования правил и обычаев
делового оборота, в том числе и через обучение законодательству в
сфере защиты прав потребителей; анализа и приведения в
соответствие с законодательством договоров, заключенных продавцами
товаров и исполнителями услуг с потребителями; развития
конкуренции на рынке услуг, информирования и обучения населения в
сфере защиты прав потребителей.
В настоящее время с принятием Федеральных законов "О защите
прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля (надзора)" и "О техническом
регулировании" назрела необходимость наполнения деятельности
региональной системы защиты прав потребителей качественно новым
содержанием, разработки на перспективу базовых принципов,
приоритетов и механизмов реализации политики в сфере защиты прав
потребителей.
II. Цели и задачи политики в сфере защиты прав потребителей в
Тульской области
Основная цель политики в сфере защиты прав потребителей -
создание равных и реальных условий для реализации каждым
гражданином области своих интересов и прав, установленных
законодательством о защите прав потребителей.
Поскольку потребитель является в настоящее время наименее
защищенным субъектом рыночных отношений, необходимо предусмотреть
и осуществить комплекс приоритетных мер с целью уменьшения риска
приобретения опасных товаров, предупреждения нарушений, ликвидации
их последствий, сокращения материальных и моральных потерь граждан
от приобретения товаров (работ, услуг) с недостатками и в конечном
счете - снижения социальной напряженности в обществе.
Комплекс мер по реализации в Тульской области приоритетных
направлений политики в сфере защиты прав потребителей направлен
на:
1) развитие и укрепление защиты прав потребителей на территории
Тульской области, консолидацию усилий всех ветвей власти в целях
обеспечения эффективной защиты интересов потребителей;
2) реализацию мер по защите населения области от проникновения
на потребительский рынок опасных, недоброкачественных товаров,
работ, услуг;
3) информирование, просвещение и обучение населения в сфере
защиты прав потребителей;
4) развитие добросовестной конкуренции на рынке товаров и
услуг.
III. Характеристика комплекса мер по реализации в Тульской
области приоритетных направлений политики в сфере защиты прав
потребителей, механизмы его реализации
1. Развитие и укрепление системы защиты прав потребителей на
территории Тульской области, консолидация усилий всех ветвей
власти в целях обеспечения эффективной защиты интересов
потребителей:
1) в связи с принятием Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении
государственного контроля (надзора)", Постановления Правительства
РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном надзоре и
контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых
продуктов" необходимо исключить дублирование деятельности
контрольных и надзорных органов;
2) в целях обеспечения комплексного подхода к реализации
политики в сфере защиты прав потребителей требует
совершенствования работа Межведомственного совета по защите прав
потребителей Тульской области.
Его работа должна строиться на основе конкретных планов,
скоординированных действиях по защите прав потребителей,
привлечения внимания органов исполнительной власти Тульской
области, граждан, предпринимателей к актуальным проблемам политики
в сфере защиты прав потребителей.
Следует повысить эффективность деятельности органов
исполнительной власти Тульской области по регулированию
экономических отношений в сфере обеспечения населения
качественными товарами, работами и услугами;
3) в целях совершенствования защиты прав потребителей в
Тульской области необходимо повысить эффективность деятельности
органов местного самоуправления в области в данной сфере.
Продолжить практику оказания методической, консультативной
помощи специалистам, занимающимся этими проблемами, содействовать
повышению их квалификации, анализировать и обобщать опыт их
работы, особое внимание уделять обеспечению защиты прав
потребителей в сельской местности;
4) для широкого представительства законных интересов
потребителей необходимо усиление роли общественного
потребительского движения.
В Тульской области оно развито слабо, не оказывает заметного
влияния на решение проблем потребителей. Деятельность общественных
объединений потребителей должна выйти на новый качественный
уровень с акцентом на просвещение и информирование населения,
проведение независимой потребительской экспертизы и тестирования
товаров, оказание правовой помощи населению в восстановлении их
нарушенных прав, в том числе в судебном порядке;
5) ежегодно готовить доклад "Защита прав потребителей в
Тульской области" с последующим его обсуждением и направлением в
Межведомственный совет Российской Федерации по защите прав
потребителей.
2. Реализация мер по защите населения области от проникновения
на потребительский рынок опасных, недоброкачественных товаров,
работ, услуг.
Обеспечение безопасности товаров, работ, услуг - одна из
основополагающих задач государственной политики в сфере защиты
прав потребителей.
В целях недопущения на рынок опасной и недоброкачественной
продукции необходимо не столько увеличение количества проверок
контрольных и надзорных органов, сколько обеспечение качественных
сдвигов в решении проблемы, в том числе:
1) развитие в области рыночных механизмов через конкуренцию
хозяйствующих субъектов;
2) создание системы оперативного обмена информацией о
выявленных фактах оборота на потребительском рынке области опасных
и фальсифицированных товаров или возможности проникновения на него
такой продукции. При этом информация об опасных и
фальсифицированных товарах должна быть доступна всем
заинтересованным структурам и потребителям;
3) развитие нормативной базы по вопросам качества и
безопасности товаров, работ, услуг.
3. Информирование, просвещение и обучение населения в сфере
защиты прав потребителей.
Информирование и обучение населения в данной сфере должно в
перспективе стать одним из приоритетных направлений политики в
сфере защиты прав потребителей в Тульской области. Цель этого
направления - приобретение потребителями и предпринимателями
навыков и стереотипов поведения в условиях рыночной экономики, что
будет способствовать самостоятельному разрешению проблем и спорных
вопросов.
Реализацию этой задачи целесообразно вести по трем
направлениям:
1) широкомасштабная пропаганда правовых знаний в области защиты
прав потребителей через средства массовой информации, издание
специальной литературы, организация оперативного информирования
потребителей об опасных и недоброкачественных товарах;
2) организация систематического обучения молодежи во всех типах
учебных заведений общего и профессионального образования основам
законодательства о защите прав потребителей, оказание поддержки в
обеспечении образовательного процесса учебной литературой и
методическими материалами, организация подготовки и повышения
квалификации преподавателей, проведение олимпиад и конкурсов
учащихся по основам предпринимательской деятельности и
потребительских знаний;
3) обучение предпринимателей.
IV. Механизм реализации в Тульской области политики в сфере
защиты прав потребителей
Для реализации политики в сфере защиты прав потребителей
область располагает необходимыми механизмами.
Комплекс мер по реализации в Тульской области приоритетных
направлений политики в сфере защиты прав потребителей на 2004 -
2007 гг. должен стать основанием для разработки первоочередных
скоординированных мероприятий по защите прав потребителей.
Цель этой работы - объединение усилий соответствующих органов
исполнительной власти Тульской области, местного самоуправления в
Тульской области, общественных объединений потребителей в
реализации политики в сфере защиты прав потребителей на территории
области.
Комплекс мер по реализации в Тульской области приоритетных
направлений политики в сфере защиты прав потребителей должен найти
свое отражение в соответствующих документах органов местного
самоуправления.
Реализация приоритетных направлений политики в сфере защиты
прав потребителей позволит на качественно новом уровне решать
жизненно важные социальные проблемы граждан, проживающих на
территории Тульской области.
|