ОБЛАСТНАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ ПО
РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2004 г.
О ВЫПОЛНЕНИИ В 2003 ГОДУ ОБЛАСТНОГО ТРЕХСТОРОННЕГО
СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ,
ТУЛЬСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
НА 2003 - 2004 ГОДЫ
1. Принять к сведению информацию директора департамента труда
Хамешиной О.Г., председателя Тульской Федерации профсоюзов
Каенкова И.А., вице-президента Тульского областного союза
промышленников и предпринимателей Киселькова Ю.Т.
2. Считать частично выполненными или выполненными не в полном
объеме обязательства, предусмотренные пунктами 1.1.1, 1.4.5,
2.1.1, 2.2.6, 2.2.10, 2.3.1, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.6, 3.2.7,
3.4.5, 4.4.4, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.6 (информация прилагается).
3. Отметить невыполнение в 2003 году главами муниципальных
образований отдельных мероприятий, предусмотренных пунктом 2.2.10
Областного трехстороннего соглашения между администрацией Тульской
области, Тульской Федерацией профсоюзов и объединениями
работодателей на 2003 - 2004 годы.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований:
активизировать работу по созданию территориальных трехсторонних
комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и
заключению территориальных соглашений;
при заключении территориальных и отраслевых территориальных
соглашений принимать обязательства не ниже установленных Областным
трехсторонним соглашением между администрацией Тульской области,
Тульской Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей на
2003 - 2004 годы.
5. Рекомендовать Главе города Тулы Казакову С.И. обеспечить
выполнение в 2004 году пункта 2.2.10 Областного трехстороннего
соглашения между администрацией Тульской области, Тульской
Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей на 2003 - 2004
годы в части невзыскания с нанимателей и собственников жилья пеней
по платежам за жилье и коммунальные услуги на период задержки
выплаты заработной платы, пенсий, пособий по безработице.
6. Предложить представителям работников и работодателям
активизировать в 2004 году работу по проведению конкурсов
профессионального мастерства на предприятиях.
7. Координаторам сторон областной трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений (Хамешина О.Г., Каенков
И.А., Кисельков Ю.Т.) осуществлять контроль за выполнением в 2004
году Областного трехстороннего соглашения между администрацией
Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и объединениями
работодателей на 2003 - 2004 годы.
О плане работы областной трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений на 2004 год
1. Принять к сведению информацию директора департамента труда
Хамешиной О.Г.
2. Одобрить план работы областной трехсторонней комиссии по
регулированию социально-трудовых отношений на 2004 год.
3. Директору департамента труда (Хамешина О.Г.) представить
план работы на утверждение координатору областной трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в
установленном порядке.
Координатор областной трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений, заместитель губернатора области
Н.В.КАЛИНИН
Координатор от органов государственной
власти, директор департамента труда
О.Г.ХАМЕШИНА
Координатор от работников, председатель
Тульской Федерации профсоюзов
И.А.КАЕНКОВ
Координатор от работодателей, вице-президент
Тульского областного союза промышленников и предпринимателей
Ю.Т.КИСЕЛЬКОВ
ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ В 2003 ГОДУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОБЛАСТНОГО
ТРЕХСТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ТУЛЬСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ И
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА 2003 - 2004 ГОДЫ
Соглашением предусматривалось выполнение администрацией
области, Тульской Федерацией профсоюзов и объединениями
работодателей 110 обязательств.
В основном обязательства выполнены, однако 16 обязательств
выполнены частично или не в полном объеме, предусмотренные
пунктами 1.1.1, 1.4.5, 2.1.1, 2.2.6, 2.2.10, 2.3.1, 2.4.1, 2.4.2,
2.4.3, 2.4.6, 3.2.7, 3.4.5, 4.4.4, 5.4.1, 5.4.2, 5.4.6.
Из этих 16 обязательств - 2 совместных, 3 - обязательства
стороны администрации области, 1 - стороны профсоюзов и 10 -
стороны работодателей.
В разделе 1 "В целях стабилизации экономики, развития
производства и предпринимательства" сторонами соглашения выполнен
не в полном объеме пункт 1.1.1.
Пункт предусматривал проводить в Тульской области сторонами
соглашения активную политику по созданию благоприятных условий
хозяйствования, предпринимательской деятельности, укреплению
экономического и финансового положения предприятий и организаций,
повышению жизненного уровня в Тульской области и давать
предложения федеральным органам государственной власти по
рассматриваемым вопросам.
Решением внеочередного заседания областной трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 15 июля
2003 года (пункт 4) было признано, что сторонами Областного
трехстороннего соглашения на 2003 - 2004 годы не выполняются
обязательства по укреплению экономического и финансового положения
предприятий и организаций, обеспечению их прибыльной работы, что
приводит к снижению платежей в бюджеты всех уровней.
В разделе 2 "В целях повышения уровня жизни, регулирования
оплаты труда и социальной защищенности населения" сторонами
соглашения выполнен не в полном объеме пункт 2.1.1.
Пункт предусматривал не допускать снижения уровня жизни в
области и принимать меры по повышению заработной платы до уровня
прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в
Тульской области. Сторонами не принято достаточных мер реализации
данного обязательства:
- количество организаций, имеющих задолженность1 по выплате
заработной платы, увеличилось по сравнению с началом 2003 года с
480 до 1005, или в 2,1 раза. Сумма задолженности увеличилась с
454,7 млн. рублей до 607,3 млн. рублей, или 33,6 процента;
профсоюзные комитеты ряда организаций не добились установления
в коллективных договорах, а работодатели не повысили минимальную
заработную плату до уровня прожиточного минимума трудоспособного
населения в Тульской области, не установлен конкретный размер
компенсации за задержку выплаты заработной платы, в ряде
организаций компенсация не начисляется.
Не в полном объеме выполнялось работодателями обязательство
пункта 1.4.5 по предоставлению права профкомам и профорганизаторам
получать информацию по социально-трудовым вопросам, в том числе по
результатам аудиторских проверок.
Не в полном объеме выполнено обязательство администрации по
пункту 2.2.6 по сохранению практики невзыскания с нанимателей и
собственников жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные
услуги на период задержки выплаты заработной платы, пенсий и
пособий по безработице. Одно муниципальное образование Тульской
области - "Город Тула" - установило в 2003 году взимание пеней по
платежам за жилье с владельцев второго жилья, а также со всех
собственников жилья и владельцев приватизированных квартир после 3-
месячной неуплаты за жилье.
Не в полном объеме выполнено обязательство профсоюзов по
реализации пункта 2.3.1 по осуществлению контроля за соблюдением
законодательства о труде, в том числе за своевременной выплатой
заработной платы и других социальных выплат, предусмотренных
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
правовыми актами Тульской области, и внесению предложений по
привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих
выполнение указанных нормативных правовых актов.
Не в полном объеме выполнены обязательства работодателей по
реализации пунктов 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3 и 2.4.6:
в производственной сфере задолженность по выплате заработной
платы в течение 2003 года сохранялась и к концу года составила
395,4 млн. рублей в 286 организациях. По кругу предприятий,
входящих в состав Тульского областного союза промышленников и
предпринимателей, задолженность по выплате заработной платы
работникам имеют 12 организаций;
не разрабатывались совместно с профсоюзами программы поэтапного
увеличения заработной платы работников до величины прожиточного
минимума трудоспособного населения в Тульской области (ЗАО
"Тулпромстрой-7", ОАО "Кран-УМЗ", ОАО "Тульский завод "Арсенал" и
др.);
- не обеспечен на предприятиях и в организациях пересмотр
тарифной ставки 1 разряда и должностных окладов в соответствии с
ростом потребительских цен на товары и услуги и отраслевыми
тарифными соглашениями, коллективными договорами;
заключенные коллективные договоры не предусматривали размеры
компенсаций в случаях несвоевременной выплаты заработной платы
(ЗАО "Тулпромстрой-7", ОАО "Кран-УМЗ", ОАО "Тульский завод
"Арсенал" и др.).
В разделе 3 "В целях обеспечения занятости и предотвращения
роста уровня безработицы, содействия кадровому обеспечению
предприятий и организаций" работодателями не в полной мере
обеспечено выполнение обязательства пункта 3.4.5. Меры по
восстановлению и совершенствованию системы внутрипроизводственного
обучения персонала с учетом перспектив развития предприятия
принимаются не на всех предприятиях. На подготовку, переподготовку
и повышение квалификации кадров средства не направляются либо
направляются менее 1,5 процента средств от расходов на оплату
труда работников, предусмотренных Областным соглашением.
В разделе 4 "В целях улучшения условий, охраны труда и
экологии" работодателями не в полном объеме выполнено
обязательство пункта 4.4.4. Работа по аттестации рабочих мест по
условиям труда и выполнению мероприятий по их доведению до
нормативных требований с последующей сертификацией работ по охране
труда проведена в целом по области только на 20 процентах
предприятий и организаций, по кругу предприятий, входящих в
Союз промышленников и предпринимателей - 60 процентов
предприятий.
В разделе 5 "В целях обеспечения социального партнерства"
работодателями не в полном объеме выполнено обязательство пунктов
5.4.1, 5,4.2, 5.4.6.
Работодатели не обеспечили перечисление на счет профсоюза
членских взносов одновременно с выплатой заработной платы
работникам (ОАО "Ясногорский машзавод", Ясногорское АТП, ОАО
"Киреевское ПАТП", ОАО "Веневское ПАТП",Барсуковское
рудоуправление, Суворовское рудоуправление, ОАО "Промстройгаз").
Работодатели (например, ОАО "Тульский трикотаж", генеральный
директор Савостьянов И.А.) не обеспечили условия для уставной
деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях.
Имеют место случаи нарушения прав профсоюзов, установленных
законодательством Российской Федерации, что отмечено в решении
областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений от 5 ноября 2003 года.
Работодатели не перечисляют денежные средства профсоюзным
органам на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную
работу на предприятиях и в организациях в установленном размере
(не менее 0,15 процента от фонда оплаты труда) .
Сторонами Областного трехстороннего соглашения были вынесены в
адрес глав муниципальных образований рекомендации по
предоставлению работникам (их представителям) - отдельных прав и
гарантий, которые включены в соглашение.
По информации, полученной от глав муниципальных образований,
выполнены не в полном объеме или частично обязательства пункта
2.2.10:
не сохранена практика невзыскания с нанимателей и собственников
жилья пеней по платежам за жилье и коммунальные услуги на период
задержки выплаты заработной платы, пенрий и пособий по
безработице. Одно муниципальное образование Тульской области -
"Город Тула" - установило в 2003 "году взимание пеней по платежам
за жилье с владельцев второго жилья, а также со всех собственников
жилья и владельцев приватизированных квартир после 3-месячной
неуплаты за жилье. Не взимаются пени только с нанимателей жилья;
- не выделялись в полном объеме средства на оплату труда
организациям, финансируемым из бюджетов муниципальных образований.
В течение 2003 года только в двух муниципальных образованиях -
"Донское муниципальное образование" и "Ленинский район" -
выделялись в полном объеме средства на оплату труда. Остальными
муниципальными образованиями в полном объеме средства на оплату
труда не выделялись, что привело к росту задолженности по
заработной плате в бюджетных организациях;
- не были установлены сроки направления средств на оплату труда
из бюджетов муниципальных образований организациям бюджетной сферы
в Алексинском, Кимовском районах и г. Туле. В целом по области
задолженность по заработной плате по состоянию на 1 января 2004
года наблюдалась в 72 организациях здравоохранения в сумме 12,7
млн. руб., в 146 организациях образования - в сумме 8,9 млн. руб.,
в 206 организациях культуры - в сумме 2,5 млн. руб., в 7
организациях социальной защиты - в сумме 0,4 млн. руб.;
- установлен размер средств для доплат и надбавок работникам
образовательных учреждений ниже 25 процентов фонда оплаты труда в
Алексинском (22,5 процента), Ленинском (20 - 23 процента),
Ясногорском (22,5 процента), Узловском (22,5 процента),
Арсеньевском (12 - 24 процента), Белевском (10 - 22,5 процента),
Веневском (20 - 23,4 процента), Заокском (10 - 17-процентов),
Киреевском (20,5 - 25 процентов), Новомосковском (20 процентов)
районах, в г. Туле (22,5 процента) и г. Донском (15 - 22,5
процента). Кроме того, в образовательных учреждениях культуры
средства установлены в размере 22,5 процента фонда оплаты труда;
- не выделялись средства на оплату медицинским работникам
организаций здравоохранения, образования, социальной защиты
населения, системы органов по работе с молодежью дополнительного
отпуска продолжительностью 14 календарных дней в соответствии с
действующим законодательством во всех районах, кроме Веневского,
Куркинского, Плавского, Тепло-Огаревского, Новомосковского,
Узловского районов и Кимовска;
- не выделялись средства на введение надбавки к должностному
окладу (тарифной ставке) за продолжительность непрерывной работы
медицинским работникам в организациях образования в Алексинском,
Одоевском, Арсеньевском, Ясногорском, Белевском, Воловском,
Киреевском, Новомосковском, Ефремовском, Чернском, Воловском
районах, г. Туле и г. Донском;
- не выделялись средства на введение надбавки к должностному
окладу (тарифной ставке) за продолжительность непрерывной работы
персоналу организаций социальной защиты населения, непосредственно
работающему с контингентом этих организаций, занимающих по
совместительству штатные должности в организациях социальной
защиты населения, в пределах размера аналогичных надбавок
медицинским работникам в организациях социальной защиты населения
Богородицкого, Кимовского, Белевского, Ясногорского районов;
не выплачивались единовременные лечебные пособия в размере
месячного оклада (тарифной ставки) работникам учреждений
социальной защиты населения в Богородицком, Т-Огаревском,
Куркинском, Веневском, Белевском, Ясногорском, Щекинском,
Узловском, Одоевском районах, г. Донском, работникам культуры - в
Киреевском и Щекинском районах, системы органов по работе с
молодежью - Одоевском районе;
не выделялись средства на погашение кредиторской задолженности
предприятиям ЖКХ по коммунальным услугам учреждений, финансируемых
из бюджета, в Ефремовском, Богородицком, Веневском, Ясногорском,
Одоевском, Киреевском районах. В ряде районов средства выделялись,
но задолженность сохраняется;
- нарушалось законодательство по предоставлению льгот по оплате
за жилье и коммунальные услуги работникам образовательных
учреждений Арсеньевского, Белевского, Веневского, Воловского,
Заокского, Ленинского, Каменского, Одоевского, Ясногорского,
Алексинского, Донского, Ефремовского, Новомосковского, Узловского
районов и г. Кимовска.
Выполнен частично муниципальными образованиями пункт 3.2.1. Из-
за отсутствия доходных источников не предусматривались расходы на
финансирование мероприятий по реализации областной целевой
программы "Содействие занятости населения Тульской области" и
активных программ занятости населения в Алексинском,
Воловском, Т-Огаревском, Куркинском и Одоевском районах.
Итоги реализации соглашения подводились на заседании рабочей
группы областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-
трудовых отношений 17 февраля 2004 года.
Руководитель рабочей группы областной
трехсторонней комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, директор
департамента труда
О.Г.ХАМЕШИНА
|