Право
Навигация
Реклама
Ресурсы в тему
Реклама

Секс все чаще заменяет квартплату

Новости законодательства Беларуси

Новые документы

Законодательство Российской Федерации

Правовые акты Тульской области

Архив (обновление)

 

 

РЕШЕНИЕ ТУЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.07.2004 ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 06.10.2003 N 654 "О ПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ И ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2004 ГОД"; О ПРИЗНАНИИ ПЕРЕЧНЯ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ И ВАЖНЕЙШИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

(по состоянию на 17 августа 2006 года)

<<< Назад


                                РЕШЕНИЕ
                          от 14 июля 2004 г.
                                   
                      именем Российской Федерации
                                   
       14 июля 2004 года Тульский областной суд в составе:
   
       председательствующего - Соловьевой О.И.,
       прокурора - Михалевой Л.В.
       при секретаре - Старцевой Т.Г.
   
       рассмотрел в открытом судебном заседании заявление Лопуховского
   Олега Анатольевича к администрации Тульской области:
       -   о   признании   недействующим  Постановления  администрации
   Тульской  области  от  6  октября 2003  года  N  654  "О  программе
   государственных  гарантий  и  оказания населению  Тульской  области
   бесплатной  медицинской  помощи на 2004  год"  в  части  подраздела
   "противосудорожные  средства"  разделов  "средства,   влияющие   на
   центральную  нервную  систему"  Перечня  лекарственных  средств   и
   изделий   медицинского  назначения  для  обеспечения   амбулаторно-
   поликлинических больных по льготным рецептам врачей  (приложение  N
   5)   и   Перечня   лекарственных  средств  и  изделий  медицинского
   назначения   для  стационарного  лечения  больных   в   медицинских
   учреждениях   (приложение  N  4)  при  реализации   Территориальной
   программы государственных гарантий;
       -   о   признании  Перечня  жизненно  необходимых  и  важнейших
   лекарственных  средств,  утвержденного распоряжением  Правительства
   РФ  от  20  марта  2003 года N 357-р, неотъемлемой  и  составляющей
   частью  Территориальной программы государственных гарантий оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год, утвержденной Постановлением администрации Тульской области  от
   6 октября 2003 года N 654;
       -   о  понуждении  включения  Перечня  жизненно  необходимых  и
   важнейших  лекарственных  средств, в частности,  "противосудорожные
   средства,    влияющие   на   центральную   нервную   систему",    в
   Территориальную   программу   государственных   гарантий   оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год,   тем   самым  восстановив  права  амбулаторно-поликлинических
   больных на льготное обеспечение лекарственными средствами,
                                   
                              установил:
                                   
       Лопуховский   О.А.  обратился  в  Тульский  областной   суд   с
   заявлением  к  администрации Тульской  области,  в  котором  просил
   признать   недействующими  Постановления   администрации   Тульской
   области:
       -  от  10  ноября  2002 года N 738 "О программе государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской помощи на 2003 год";
       -  от  6  октября  2003 года N 654 "О программе государственных
   гарантий   и   оказания  населению  Тульской   области   бесплатной
   медицинской помощи на 2004 год"
       в   части  подразделов  "противосудорожные  средства"  разделов
   "средства,  влияющие  на  центральную  нервную  систему"   Перечней
   лекарственных   средств  и  изделий  медицинского  назначения   для
   обеспечения   амбулаторно-поликлинических   больных   по   льготным
   рецептам    врачей   при   реализации   Территориальной   программы
   государственных гарантий.
       В  обоснование заявления сослался на то, что эти акты  нарушают
   его  право  на  охрану здоровья, получение бесплатно  лекарственных
   препаратов  и не соответствуют требованиям Федеральных законов  "Об
   охране    здоровья    граждан",   "О   лекарственных    средствах",
   Постановлению Правительства РФ от 11 сентября 1998 г.  N  1096  "Об
   утверждении  программы государственных гарантий оказания  гражданам
   Российской  Федерации бесплатной медицинской помощи", Постановлению
   Правительства  РФ  от 8 апреля 1999 года N 393  "О  гарантированном
   обеспечении    граждан   жизненно   необходимыми    и    важнейшими
   лекарственными  средствами, а также о некоторых условиях  льготного
   обеспечения  граждан  лекарственными  средствами"  и  Постановлению
   Правительства  РФ  от  30 июля 1994 года N 890  "О  государственной
   поддержке   развития   медицинской   промышленности   и   улучшении
   обеспечения  населения и учреждений здравоохранения  лекарственными
   средствами  и  изделиями  медицинского  назначения".  Факт  наличия
   заболевания,  при  лечении которого лекарственные  средства  должны
   отпускаться    ему    бесплатно,   Лопуховский   О.А.    подтвердил
   соответствующими  медицинскими документами. В  подтверждение  факта
   проживания  в  г. Туле без регистрации Лопуховский О.А.  представил
   многочисленные  судебные постановления, а  также  справки  с  места
   жительства.
       В   ходе   рассмотрения   дела   Лопуховский   О.А.   предъявил
   дополнительное   заявление   к  администрации   Тульской   области,
   поддержав   мотивы,   по   которым  просил  признать   оспариваемые
   Постановления  администрации  Тульской  области  недействующими   в
   части, также заявил требования:
       -   о   признании  Перечня  жизненно  необходимых  и  важнейших
   лекарственных  средств,  утвержденного распоряжением  Правительства
   РФ  от  20  марта  2003 года N 357-р, неотъемлемой  и  составляющей
   частью  Территориальных программ государственных гарантий  оказания
   населению Тульской области бесплатной медицинской помощи на 2003  и
   2004  годы,  утвержденных  Постановлениями  администрации  Тульской
   области от 6 октября 2003 года N 654 и от 10 ноября 2002 г. N 738;
       -  о  признании  приложений  N  4 к Территориальным  программам
   государственных   гарантий  оказания  населению  Тульской   области
   бесплатной  медицинской  помощи на 2003,  2004  годы,  утвержденным
   Постановлениями администрации Тульской области от  6  октября  2003
   года  и  от  10  ноября 2002 года, как исключающих права  категории
   амбулаторно-поликлинических   больных   на   льготное   обеспечение
   жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами;
       -   о  понуждении  включения  Перечня  жизненно  необходимых  и
   важнейших  лекарственных  средств, в  частности  "противосудорожные
   средства,    влияющие   на   центральную   нервную   систему",    в
   Территориальные   программы   государственных   гарантий   оказания
   населению Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2003,
   2004  годы, тем самым восстановив права амбулаторно-поликлинических
   больных на льготное обеспечение лекарственными средствами.
       Определением  Тульского областного суда от 14  июля  2004  года
   производство по настоящему гражданскому делу прекращено в части:
       -  признания недействующим Постановления администрации Тульской
   области  от  10 ноября 2002 года N 738 "О программе государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской    помощи   на   2003   год"   в   части    подразделов
   "противосудорожные  средства"  разделов  "средства,   влияющие   на
   центральную  нервную  систему"  Перечней  лекарственных  средств  и
   изделий   медицинского  назначения  для  обеспечения   амбулаторно-
   поликлинических больных по льготным рецептам врачей при  реализации
   Территориальной программы государственных гарантий;
       -   признания   Перечня   жизненно  необходимых   и   важнейших
   лекарственных  средств,  утвержденного распоряжением  Правительства
   РФ  от  20  марта  2003 года N 357-р, неотъемлемой  и  составляющей
   частью  Территориальной программы государственных гарантий оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2003
   год, утвержденной Постановлением администрации Тульской области  от
   10 ноября 2002 года N 738;
       -   признания  приложения  N  4  к  Территориальной   программе
   государственных   гарантий  оказания  населению  Тульской   области
   бесплатной   медицинской   помощи   на   2003   год,   утвержденной
   Постановлением  администрации Тульской области от  10  ноября  2002
   года,  как исключающего права категории амбулаторно-поликлинических
   больных  на льготное обеспечение жизненно необходимыми и важнейшими
   лекарственными средствами;
       -  понуждения администрации Тульской области включить  Перечень
   жизненно   необходимых   и  важнейших  лекарственных   средств,   в
   частности  "противосудорожные  средства,  влияющие  на  центральную
   нервную   систему",  в  Территориальную  программу  государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской  помощи  на  2003  год,  тем  самым  восстановив  права
   амбулаторно-поликлинических   больных   на   льготное   обеспечение
   лекарственными средствами,
   поскольку Постановление администрации Тульской области от 10
   ноября 2002 года N 738 по состоянию на 1 января 2003 года утратило
   силу.
   
       В судебном заседании Лопуховский О.А. просил суд:
   
       -  признать недействующим Постановление администрации  Тульской
   области  от  6 октября 2003 года N 654 "О программе государственных
   гарантий   и   оказания  населению  Тульской   области   бесплатной
   медицинской    помощи   на   2004   год"   в    части    подраздела
   "противосудорожные  средства"  разделов  "средства,   влияющие   на
   центральную  нервную  систему"  Перечня  лекарственных  средств   и
   изделий   медицинского  назначения  для  обеспечения   амбулаторно-
   поликлинических больных по льготным рецептам врачей  (приложение  N
   5)   и   Перечня   лекарственных  средств  и  изделий  медицинского
   назначения   для  стационарного  лечения  больных   в   медицинских
   учреждениях   (приложение  N  4)  при  реализации   Территориальной
   программы государственных гарантий;
       -   признать   Перечень   жизненно  необходимых   и   важнейших
   лекарственных средств, утвержденный распоряжением Правительства  РФ
   от  20  марта 2003 года N 357-р, неотъемлемой и составляющей частью
   Территориальной   программы   государственных   гарантий   оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год, утвержденной Постановлением администрации Тульской области  от
   6 октября 2003 года N 654;
       -  обязать  администрацию  Тульской области  включить  Перечень
   жизненно   необходимых   и  важнейших  лекарственных   средств,   в
   частности  "противосудорожные  средства,  влияющие  на  центральную
   нервную   систему",  в  Территориальную  программу  государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской  помощи  на  2004  год,  тем  самым  восстановив  права
   амбулаторно-поликлинических   больных   на   льготное   обеспечение
   лекарственными средствами.
       Представитель  администрации Тульской области  по  доверенности
   Савостьянова  И.А. заявление полагала не подлежащим удовлетворению,
   поскольку  оспариваемый  нормативный  правовой  акт  был  издан   в
   пределах   полномочий  исполнительного  органа  и   с   соблюдением
   действующего     федерального     законодательства.      Требование
   Лопуховского  О.А.,  которым он просил  суд  обязать  администрацию
   Тульской   области   включить  Перечень  жизненно   необходимых   и
   важнейших   лекарственных   средств  в  Территориальную   программу
   государственных   гарантий  оказания  населению  Тульской   области
   бесплатной медицинской помощи на 2004 год, также, по ее мнению,  не
   подлежит  удовлетворению, поскольку суд в силу принципа  разделения
   властей   не   вправе  вмешиваться  в  деятельность  исполнительной
   власти.   Требования   заявителя  о  признании   Перечня   жизненно
   необходимых   и   важнейших  лекарственных  средств,  утвержденного
   Постановлением  Правительства РФ от 20 марта  2003  года  N  357-р,
   составной    частью   Территориальной   программы   государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской  помощи на 2004 год как не основанные на  нормах  права
   считала несостоятельными.
       Выслушав   объяснения  лиц,  участвующих  в  деле,   исследовав
   материалы  дела,  заслушав заключение прокурора Тульской  областной
   Прокуратуры  Михалевой Л.В., полагавшей, что заявление не  подлежит
   удовлетворению,  Тульский областной суд не  находит  оснований  для
   удовлетворения заявления по следующим мотивам.
       Согласно  ч.  1,  пункт  "а",  ст.  72  Конституции  Российской
   Федерации  в  совместном ведении Российской Федерации  и  субъектов
   Российской    Федерации    находится    обеспечение    соответствия
   конституций   и   законов  республик,  уставов,  законов   и   иных
   нормативных  правовых  актов краев, областей, городов  федерального
   значения,   автономной  области,  автономных  округов   Конституции
   Российской Федерации и федеральным законам.
       В  силу  п.  "ж"  ст.  72  Конституции Российской  Федерации  в
   совместном  ведении  Российской Федерации  и  субъектов  Российской
   Федерации находится координация вопросов здравоохранения.
       В  соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции России  по  предметам
   совместного  ведения  Российской Федерации и  субъектов  Российской
   Федерации  издаются федеральные законы и принимаются в соответствии
   с   ними   законы  и  иные  нормативные  правовые  акты   субъектов
   Российской Федерации.
       Порядок  и  пределы действия федеральных законов,  их  основные
   виды  и соотношение между собой, взаимодействие федеральных законов
   и  законодательных  и  иных  актов субъектов  Российской  Федерации
   установлены  ст.  76  Конституции  Российской  Федерации,  согласно
   которой:
       -   по   предметам  ведения  Российской  Федерации  принимаются
   федеральные  конституционные и федеральные законы,  имеющие  прямое
   действие  на  всей территории Российской Федерации  (ч.  1  ст.  76
   Конституции РФ);
       -  по  предметам  совместного ведения  Российской  Федерации  и
   субъектов  Российской  Федерации  издаются  федеральные  законы   и
   принимаемые  в  соответствии  с  ними  законы  и  иные  нормативные
   правовые  акты  субъектов  Российской  Федерации  (ч.  2   ст.   76
   Конституции РФ);
       -  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской
   Федерации  не могут противоречить федеральным законам,  принятым  в
   соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.  В  случае
   противоречия  между федеральным законом и иным  актом,  изданным  в
   Российской  Федерации, действует федеральный закон  (ч.  5  ст.  76
   Конституции РФ).
       Согласно  части  3  статьи 26.1 Федерального Закона  "Об  общих
   принципах   организации   законодательных   (представительных)    и
   исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
   Федерации"  от  6  октября  1999  года  N  184-ФЗ  (в  редакции  от
   04.07.2003)  полномочия,  осуществляемые  органами  государственной
   власти  субъекта  Российской  Федерации  по  предметам  совместного
   ведения  Российской Федерации, определяются федеральными  законами,
   издаваемыми  в  соответствии с ними нормативными  правовыми  актами
   Президента   Российской   Федерации  и   Правительства   Российской
   Федерации, а также соглашениями.
       Правовой  анализ  приведенных  конституционных  установлений  и
   положений  Федерального закона N 184-ФЗ в их совокупности позволяет
   суду  сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации  вправе
   принимать  собственные  законы  и  нормативные  правовые  акты   по
   вопросам  здравоохранения  в  пределах полномочий,  предоставленных
   федеральным  законом,  при  условии их  непротиворечия  федеральным
   законам, регулирующим те же правоотношения.
       Такое  соответствие  закона  или  нормативного  правового  акта
   субъекта   Российской   Федерации   федеральному   законодательству
   обеспечивает  единство Российской Федерации прежде всего  тем,  что
   гарантирует  создание единого для всей Федерации правового  поля  и
   тем  самым  равноправие  граждан,  вне  зависимости  от  места   их
   проживания,     и     соответствует    общепризнанным     принципам
   международного  права и, в частности, ст. 7 Хартии  прав  человека:
   всеобщей  декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей
   ООН  10  декабря 1948 года, согласно которой все люди  равны  перед
   законом  и  имеют  право, без всякого различия,  на  равную  защиту
   закона.
       С   учетом  вышеприведенных  суждений  Тульский  областной  суд
   проверит  соответствие  отдельного оспариваемого  Лопуховским  О.А.
   Постановления  администрации Тульской области  от  6  октября  2003
   года   N   654  "О  программе  государственных  гарантий   оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год"  всей  совокупности  нормативных актов  Российской  Федерации,
   имеющих большую юридическую силу, чем оспариваемое Постановление.
       Кроме  того, при рассмотрении заявления Лопуховского  О.А.  суд
   учитывает  положения  п.  8 Постановления Пленума  Верховного  Суда
   Российской   Федерации  "О  некоторых  вопросах,  возникающих   при
   рассмотрении  дел  по  заявлениям прокуроров о  признании  правовых
   актов  противоречащими  закону" от 27  апреля  1993  года  N  5  (в
   редакции  Постановления Пленума ВС РФ от 24.04.2002 N 8),  согласно
   которому  правовой  акт  может  быть признан  судом  противоречащим
   закону,  если он издан органом либо должностным лицом с превышением
   предоставленной им законом компетенции или в пределах  компетенции,
   но   с   нарушением   действующего  законодательства   (Конституции
   Российской   Федерации,   других  законов,   указов,   распоряжений
   Президента  Российской Федерации, решений представительных  органов
   власти краев, областей и т.д.).
       При   рассмотрении  и  разрешении  данного  гражданского  дела,
   возникшего  из публичных правоотношений, суд, исходя из  требования
   ч.  3  ст.  246 ГПК РФ, не связан основаниями и доводами заявленных
   требований.
       Согласно   п.  15  ст.  5  Основ  законодательства   Российской
   Федерации  "Об  охране здоровья граждан" от 22 июля  1993  года  (в
   редакции  Федерального  закона от 30.06.2003  N  86-ФЗ)  к  ведению
   Российской  Федерации в вопросах охраны здоровья граждан  относится
   утверждение  программы государственных гарантий оказания  гражданам
   Российской  Федерации бесплатной медицинской помощи,  включающей  в
   себя базовую программу обязательного медицинского страхования.
       К компетенции субъектов Российской Федерации, в силу п. п. 2, 5
   ст.   7   данных   Основ,   относится  разработка   и   утверждение
   Территориальных   программ   государственных   гарантий    оказания
   гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
       Во исполнение ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации
   "Об охране здоровья граждан" Постановлением Правительства РФ от  11
   сентября    1998   года   N   1096   была   утверждена    Программа
   государственных  гарантий оказания гражданам  Российской  Федерации
   бесплатной    медицинской   помощи.   Кроме   того,   Правительство
   Российской  Федерации  рекомендовало органам исполнительной  власти
   субъектов    Российской   Федерации   на   основании   Методических
   рекомендаций  утвердить  Территориальные программы  государственных
   гарантий   оказания   гражданам  Российской  Федерации   бесплатной
   медицинской помощи.
       В  соответствии  с  положениями п. "в" ст. 11  Закона  Тульской
   области "О здравоохранении в Тульской области от 10 июня 1999  года
   N  135-ЗТО  (в  редакции  от 21.06.2003 N  390-ЗТО)  исполнительный
   орган  государственной  власти Тульской  области  (в  силу  ст.  46
   Устава  Тульской  области  в редакции от  12.04.2001  администрация
   Тульской  области является исполнительным органом  власти  области)
   разрабатывает    областную   программу   оказания   государственных
   гарантий по предоставлению медицинской помощи населению.
       Правовой  анализ приведенных норм права позволяет суду  сделать
   вывод  о  том, что администрация Тульской области в пределах  своей
   компетенции   разработала  и  утвердила  Программу  государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской  помощи на 2004 год Постановлением от  6  октября  2003
   года N 654.
       Доводы  Лопуховского  О.А.  о  том,  что  данное  Постановление
   администрации    Тульской    области   противоречит    федеральному
   законодательству  и  нарушает  его право  на  бесплатное  получение
   лекарственного   средства  ламотриджин   (ламиктал)   для   лечения
   имеющегося  у  него  заболевания, суд находит  несостоятельными  по
   следующим основаниям.
       Факт наличия у Лопуховского О.А. заболевания, в связи с которым
   он  нуждается в лекарственных средствах, и в частности ламотриджине
   (ламиктале),  а  также факт его проживания на  территории  Тульской
   области   не  оспаривался  представителем  администрации   Тульской
   области.
       Согласно   п.  15  ст.  5  Основ  законодательства   Российской
   Федерации  "Об  охране здоровья граждан" от 22 июля  1993  года  (в
   редакции  Федерального  закона от 30.06.2003  N  86-ФЗ)  к  ведению
   Российской  Федерации в вопросах охраны здоровья граждан  относятся
   установление  льгот отдельным группам населения в оказании  медико-
   социальной помощи и лекарственном обеспечении.
       К компетенции субъектов Российской Федерации, в силу п. 5 ст. 7
   данных   Основ,   относится   установление   дополнительных   льгот
   отдельным группам населения в оказании медико-социальной  помощи  и
   лекарственном обеспечении.
       Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 года N 1096
   утверждена  Программа государственных гарантий  оказания  гражданам
   Российской  Федерации  бесплатной  медицинской  помощи.   Программа
   определила  виды  медицинской  помощи,  предоставляемой   населению
   бесплатно  (раздел  второй  Программы), и  установила  в  четвертом
   разделе,  что  за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется
   льготное лекарственное обеспечение.
       В  соответствии  с требованиями п. п. 2 и 3 ст. 6  Федерального
   Закона  "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N  86-ФЗ  (в
   редакции  Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)  Правительство
   РФ  разрабатывает и осуществляет федеральные программы  обеспечения
   населения    Российской   Федерации   лекарственными    средствами,
   устанавливает   порядок   социальной  защиты   граждан   Российской
   Федерации,   льготного   или  бесплатного   обеспечения   отдельных
   категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами.
       В   компетенции   органов   исполнительной   власти   субъектов
   Российской  Федерации  в  сфере  обращения  лекарственных   средств
   согласно  п. 1 ст. 7 этого Федерального закона находится разработка
   и   осуществление   региональных  программ  обеспечения   населения
   лекарственными средствами.
       Статьей    42    данного   Федерального   закона   установлено:
   государственная  система  обеспечения  доступности   лекарственными
   средствами  включает  федеральные программы  обеспечения  населения
   Российской   Федерации  лекарственными  средствами  и  региональные
   программы  обеспечения  населения  субъектов  Российской  Федерации
   лекарственными   средствами,   при   этом   федеральные   программы
   обеспечения    населения   Российской   Федерации    лекарственными
   средствами финансируются из средств федерального бюджета.
       В    целях    упорядочения   льготного   обеспечения    граждан
   лекарственными  средствами и во исполнение Федерального  закона  РФ
   "О  лекарственных  средствах" Постановлением  Правительства  РФ  "О
   гарантированном   обеспечении  граждан  жизненно   необходимыми   и
   важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых  условиях
   обеспечения  граждан лекарственными средствами" от  8  апреля  1999
   года  N 393 Министерству здравоохранения Российской Федерации  было
   поручено  разработать и утвердить по согласованию  с  Министерством
   экономики  и  Министерством  финансов  РФ  минимальный  ассортимент
   лекарственных   средств,  необходимых  для   оказания   медицинской
   помощи,  наличие  которого  обязательно  для  аптечных  учреждений,
   предусмотрев  в  нем в качестве составной части  перечень  жизненно
   необходимых и важнейших лекарственных средств.
       В  соответствии  с  положениями п. п. "в", "д"  ст.  11  Закона
   Тульской области "О здравоохранении в Тульской области" от 10  июня
   1999   года  N  135-ЗТО  (в  редакции  от  21.06.2003  N   390-ЗТО)
   исполнительный   орган  государственной  власти  Тульской   области
   вносит  предложения  в  областную  Думу  о  дополнительных  льготах
   отдельным   категориям  населения  области   в   оказании   медико-
   социальной  и лекарственной помощи. Кроме того, статьей 25  данного
   Закона  Тульской  области предусмотрено, что на территории  области
   действует   единый  порядок  льготного  лекарственного  обеспечения
   отдельных  категорий  граждан,  устанавливаемый  в  соответствии  с
   нормативными   актами   Правительства   Российской   Федерации    и
   исполнительного органа государственной власти области.
       Из  смысла  приведенных норм права следует, что  в  компетенции
   Российской Федерации находится вопрос установления льгот  отдельным
   группам    населения    в   лекарственном   обеспечении,    которые
   распространяются   на   всех  граждан   Российской   Федерации,   с
   осуществлением   финансирования  за   счет   средств   федерального
   бюджета,  а  исполнительный  орган  субъекта  Российской  Федерации
   вправе  лишь  установить  дополнительные льготы  отдельным  группам
   населения в лекарственном обеспечении, которые распространяются  на
   граждан,  проживающих  на  его территории,  финансирование  которых
   осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.
       Таким  образом, суд приходит к выводу о том, что  администрация
   Тульской области:
       -   обязана  исполнять  на  территории  области  законы  РФ   и
   постановления Правительства РФ, касающиеся льготного (в  том  числе
   и  бесплатного)  обеспечения отдельных  категорий  групп  населения
   лекарственными  средствами  при наличии финансировании  из  средств
   федерального бюджета;
       -  вправе  установить дополнительные льготы  отдельным  группам
   населения,  проживающим  на  территории области,  в  предоставлении
   лекарственных  средств  бесплатно, путем  издания  соответствующего
   нормативного  правового  акта,  за счет  средств  бюджета  Тульской
   области.
       В  ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что
   отсутствует   нормативный  правовой  акт   на   уровне   Российской
   Федерации,  принятый  во исполнение Основ законодательства  РФ  "Об
   охране  здоровья  граждан" и Федерального закона  "О  лекарственных
   средствах",  устанавливающий льготы отдельным группам населения  (в
   том  числе  для  лиц,  страдающих  психическими  заболеваниями)   в
   лекарственном    обеспечении   при   предоставлении    амбулаторно-
   поликлинической и стационарной медицинской помощи,  в  котором  был
   бы прописан механизм финансирования затрат.
       Доводы  Лопуховского  О.А.  о том,  что  таким  актом  является
   распоряжение  Правительства  РФ от 4  апреля  2002  года  N  425-р,
   которым   утвержден  Перечень  жизненно  необходимых  и   важнейших
   лекарственных средств (ЖНВЛС), предусмотревший в разделе  четвертом
   "средства,  влияющие  на  центральную нервную  систему"  бесплатное
   предоставление  больным  такого  противосудорожного  средства,  как
   ламотриджин, суд находит несостоятельными.
       Действительно,   Перечень  ЖНВЛС,  утвержденный   распоряжением
   Правительства   РФ  от  20  марта  2003  года  N  357-р,   содержит
   лекарственные   средства,  предназначенные  как  для  амбулаторного
   применения,  так  и  исключительно  для  стационарного  применения.
   Однако   он   утвержден   в   целях  обеспечения   государственного
   регулирования цен на лекарственные средства, о чем прямо указано  в
   этом распоряжении Правительства РФ.
       При   указанных   обстоятельствах  суд  считает,   что   данный
   нормативный правовой акт не определяет правила и порядок  льготного
   обеспечения   граждан  лекарственными  средствами   на   территории
   Российской Федерации.
       Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1999 года N 393  "О
   гарантированном   обеспечении  граждан  жизненно   необходимыми   и
   важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых  условиях
   льготного  обеспечения граждан лекарственными средствами" (подпункт
   "а"  п.  1)  Министерству  финансов Российской  Федерации  поручено
   разработать  и утвердить по согласованию с Министерством  экономики
   Российской    Федерации   минимальный   ассортимент   лекарственных
   средств,  необходимых  для  оказания  медицинской  помощи,  наличие
   которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем  в
   качестве  составной части перечень ЖНВЛС. Между тем такой  документ
   Минздравом  России  по  состоянию на  момент  разрешения  заявления
   Лопуховского О.А. не утвержден.
       В   целях  реализации  Основ  законодательства  РФ  "Об  охране
   здоровья  граждан", ФЗ "О лекарственных средствах" и в соответствии
   с   Постановлением   Правительства  РФ   от   11.09.1998   N   1096
   Министерством здравоохранения РФ издан приказ N 328 от  23  августа
   1999   года  "О  рациональном  назначении  лекарственных   средств,
   правилах   выписывания  рецептов  на  них  и  порядке  их   отпуска
   аптечными учреждениями" (в редакции приказа Минздрава РФ от 16  мая
   2003  года  N 204), которым утвержден Порядок отпуска лекарственных
   средств в аптечных учреждениях.
       Согласно п. 17 Порядка отпуска лекарственных средств в аптечных
   учреждениях   обязательный   отпуск   лекарственных   средств    по
   бесплатным  и  льготным рецептам осуществляется  в  соответствии  с
   минимальным  ассортиментом лекарственных средств,  необходимых  для
   оказания  медицинской помощи, утвержденным для аптечных  учреждений
   органом     управления    здравоохранения    и    фармацевтическими
   организациями субъекта Российской Федерации.
       Приказом Минздрава РФ от 26 марта 2001 года N 88 "О введении  в
   действие   отраслевого  стандарта  "Государственный  информационный
   стандарт  лекарственного средства. Основные положения"  определено,
   что  список  льготного отпуска лекарственных  средств  -  документ,
   утверждаемый   местным  органом  исполнительной   власти   субъекта
   Российской   Федерации,   содержащий  гарантированный   ассортимент
   лекарственных средств льготного отпуска для амбулаторного лечения.
       Правовой  анализ  приведенных приказов Минздрава  РФ  позволяет
   суду   сделать  вывод  о  том,  что  Перечень  ЖНВЛС,  утвержденный
   распоряжением  Правительства РФ от 20  марта  2003  года  N  357-р,
   невозможно   сопоставлять  и  рассматривать  в  качестве   базового
   минимального  ассортимента  лекарственных  средств,  на   основании
   которого  должны  составляться региональные  перечни  лекарственных
   средств,   которые   лечащий  врач  может   выписывать   единолично
   амбулаторным   больным,   имеющим  право  на   получение   лекарств
   бесплатно или со скидкой.
       Суд  считает,  что  исполнительный  орган  субъекта  Российской
   Федерации  обязан  самостоятельно составлять  региональные  перечни
   лекарственных  средств,  но  с  учетом  минимального   ассортимента
   лекарственных    средств,   разработанного   и   утвержденного    в
   соответствии  с Постановлением Правительства РФ от  8  апреля  1999
   года N 393.
       Перечень  ЖНВЛС  является самостоятельным  актом,  принятым  на
   уровне  Российской Федерации, а поэтому он подлежит  выполнению  на
   всей территории Российской Федерации и не нуждается во включении  в
   Территориальные  программы  государственных  гарантий   обеспечения
   граждан бесплатной медицинской помощью.
       С  учетом изложенного суд находит не подлежащим удовлетворению,
   как  не  основанное  на  Законе,  требование  Лопуховского  О.А.  о
   признании  Перечня  жизненно необходимых и важнейших  лекарственных
   средств,  утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20  марта
   2003   года   N   357-р,   неотъемлемой   и   составляющей   частью
   Территориальной   программы   государственных   гарантий   оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год, утвержденной Постановлением администрации Тульской области  от
   6 октября 2003 года N 654.
       Что  касается требования Лопуховского О.А., которым  он  просит
   суд   обязать  администрацию  Тульской  области  включить  Перечень
   жизненно   необходимых   и  важнейших  лекарственных   средств,   в
   частности  "противосудорожные  средства,  влияющие  на  центральную
   нервную   систему",  в  Территориальную  программу  государственных
   гарантий    оказания   населению   Тульской   области    бесплатной
   медицинской  помощи  на  2004  год,  тем  самым  восстановив  права
   амбулаторно-поликлинических   больных   на   льготное   обеспечение
   лекарственными средствами, то суд также находит это  требование  не
   подлежащим  удовлетворению как не основанное на Законе и  выходящее
   за  рамки  дела об оспаривании нормативного правового акта субъекта
   Российской Федерации.
       Так, в силу ч. 1 ст. 20 Федерального конституционного закона "О
   судебной   системе   в   Российской   Федерации"   областной    суд
   рассматривает   дела   по  первой  инстанции   в   пределах   своей
   компетенции.   Компетенция  областного  суда  по   рассмотрению   и
   разрешению  дел об оспаривании нормативных правовых  актов  органов
   государственной  власти субъектов Российской  Федерации  определена
   ст.  26  ГПК  РФ.  Порядок  рассмотрения  и  разрешения  таких  дел
   предусмотрен  главой 24 ГПК РФ, в частности ст. 253, в соответствии
   с   которой   суд   вправе   признать  нормативный   правовой   акт
   недействующим полностью или в части со дня его принятия  или  иного
   указанного судом времени либо в удовлетворении заявления  отказать.
   Иными  полномочиями  при разрешении дел об оспаривании  нормативных
   правовых актов суд не наделен.
       Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N  890  "О
   государственной  поддержке  развития медицинской  промышленности  и
   улучшении   обеспечения  населения  и  учреждений   здравоохранения
   лекарственными  средствами и изделиями медицинского назначения"  (в
   редакции  от  14.02.2002)  утвержден  Перечень  групп  населения  и
   категорий    заболеваний,   при   амбулаторном   лечении    которых
   лекарственные   средства   и   изделия   медицинского    назначения
   отпускаются  по  рецептам  врачей  бесплатно.  В  данный   перечень
   включено   заболевание,  которым  страдает  Лопуховский   О.А.,   и
   указано,  что все лекарственные средства, необходимые  для  лечения
   данного заболевания, отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
       Между  тем  указанное Постановление Правительства не определило
   порядок   финансирования   предоставления   лекарственных   средств
   бесплатно при амбулаторном лечении больных.
       Основы  законодательства  РФ  "Об охране  здоровья  граждан"  в
   статье   10  установили,  что  источниками  финансирования   охраны
   здоровья граждан являются средства бюджетов всех уровней.
       Согласно   п.   "а"   ст.   18  Закона  Тульской   области   "О
   здравоохранении  в  Тульской  области"  источником   финансирования
   медицинской  помощи  населению  являются  средства  бюджетов   всех
   уровней.
       Статьей  85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что  совместно
   за   счет   средств   федерального  бюджета,   бюджетов   субъектов
   Российской  Федерации финансируется обеспечение  социальной  защиты
   населения;   порядок  согласования,  распределения  и   закрепления
   расходов  совместного  ведения  Российской  Федерации  и  субъектов
   Российской   Федерации   определяется   Правительством   Российской
   Федерации.
       До  настоящего  времени нормативные правовые акты Правительства
   РФ  по  вопросу  установления порядка согласования и  распределения
   расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ не приняты.
       Программой   государственных   гарантий   оказания    гражданам
   Российской  Федерации  бесплатной медицинской помощи,  утвержденной
   Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998  года  N  1096,
   льготное  лекарственное обеспечение осуществляется за счет  средств
   бюджетов  всех  уровней.  Однако в данном  Постановлении  также  не
   урегулирован  вопрос, каким образом и в каком объеме осуществляется
   финансирование  из  бюджетов  всех уровней  расходов,  связанных  с
   предоставлением  лекарств бесплатно. Отсутствует и межведомственный
   акт  по  рациональному использованию ассигнований из бюджетов  всех
   уровней на данные цели.
       Изложенное   позволяет   суду  сделать   вывод   о   том,   что
   Постановление  Правительства РФ от 30  июля  1994  года  N  890  "О
   государственной  поддержке  развития медицинской  промышленности  и
   улучшении   обеспечения  населения  и  учреждений   здравоохранения
   лекарственными  средствами  и изделиями  медицинского  назначения",
   которым    определен   перечень   групп   населения   и   категории
   заболеваний,   при   амбулаторном  лечении  которых   лекарственные
   средства  назначаются и отпускаются по рецептам  врачей  бесплатно,
   является  неисполнимым, так как не определен на федеральном  уровне
   механизм  финансирования  затрат  за  счет  средств  бюджетов  всех
   уровней.
       Как указано выше, разработка и реализация региональных программ
   по  обеспечению населения субъектов Российской Федерации в силу ст.
   7  ФЗ  "О  лекарственных средствах" относится к компетенции органов
   исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
       Во   исполнение   данного  Федерального  закона  Постановлением
   администрации  Тульской  области от  6  октября  2003  года  N  654
   утверждена   Территориальная  программа  государственных   гарантий
   оказания населению Тульской области бесплатной медицинской  помощи,
   составной частью которой являются Перечень лекарственных средств  и
   изделий   медицинского  назначения  для  обеспечения   амбулаторно-
   поликлинических больных по льготным рецептам врачей при  реализации
   Территориальной  программы государственных гарантий  (приложение  N
   5),  а  также Перечень лекарственных средств и изделий медицинского
   назначения   для  стационарного  лечения  больных   в   медицинских
   учреждениях     при     реализации    Территориальной     программы
   государственных гарантий (приложение N 4).
       Правовой   анализ   указанного  нормативного   правового   акта
   исполнительной власти субъекта Российской Федерации позволяет  суду
   сделать  вывод о том, что цели, принципы и порядок ее  формирования
   отвечают   требованиям   Методических   рекомендаций   по   порядку
   формирования и экономического обоснования Территориальных  программ
   государственных  гарантий оказания гражданам  Российской  Федерации
   бесплатной    медицинской   помощи,   утвержденных    Министерством
   здравоохранения  28.08  2001  N  2510/9257-01  по  согласованию   с
   Министерством   финансов  РФ  и  Федеральным  фондом  обязательного
   медицинского страхования.
       Орган  исполнительной власти Тульской области,  издавая  данный
   нормативный   правовой  акт,  выступающий  в  качестве  минимальных
   социальных  стандартов, руководствовался действующими  нормативными
   актами,   регулирующими  лекарственное  обеспечение   граждан,   не
   ущемляя  их  право  на охрану здоровья, а также положениями  статей
   Бюджета   РФ,   закрепляющих  принцип  самостоятельности   бюджетов
   различных  уровней и право субъекта Российской Федерации определять
   порядок расходования средств своего бюджета.
       Согласно  разделу 4 данной Территориальной программы  населению
   Тульской  области  на  территории области предоставляется  за  счет
   средств   бюджета   Тульской  области  и   бюджетов   муниципальных
   образований  амбулаторно-поликлиническая  и  стационарная   помощь,
   оказываемая в специализированных диспансерах, больницах  и  дневных
   стационарах   при   психических   расстройствах   и   расстройствах
   поведения.    Оплата   необходимых   медикаментов   при    оказании
   амбулаторно-поликлинической помощи и стационарной помощи  указанной
   категории   больных   производится  в   соответствии   с   Перечнем
   лекарственных   средств  и  изделий  медицинского  назначения   для
   обеспечения   амбулаторно-поликлинических   больных   по   льготным
   рецептам    врачей   при   реализации   Территориальной   программы
   государственных  гарантий  (приложение  N  5),  а  также   Перечнем
   лекарственных   средств  и  изделий  медицинского  назначения   для
   стационарного   лечения  больных  в  медицинских  учреждениях   при
   реализации   Территориальной  программы  государственных   гарантий
   (приложение N 4).
       Из   смысла   приведенного  раздела  Территориальной  программы
   следует,   что   администрацией  Тульской  области  во   исполнение
   утвержденной  Территориальной программы взяты на себя обязательства
   по  финансированию  расходов,  связанных  с  обеспечением  больных,
   страдающих  психическими расстройствами, лекарственными  средствами
   в   полном  объеме  за  счет  средств  областного  бюджета.  Данные
   действия  администрации Тульской области суд находит  правомерными,
   так как они направлены на защиту интересов граждан, проживающих  на
   территории  области  и  имеющих  право  на  льготное  лекарственное
   обеспечение.
       Суд  считает, что приведенные Перечни Территориальной программы
   обеспечивают  справедливое распределение  лекарственных  средств  в
   пределах  объема  финансирования, определенного  бюджетом  Тульской
   области,    среди   всех   больных   психическими   расстройствами,
   проживающих на территории Тульской области.
       В   указанных  Перечнях,  в  разделах  "средства,  влияющие  на
   центральную  нервную  систему", действительно отсутствует  препарат
   ламотриджин.  Однако данное обстоятельство само по  себе  не  может
   повлечь   признания  оспариваемого  нормативного   правового   акта
   недействительным.   Перечни   составлены   с   учетом    финансовых
   нормативов   затрат  на  оказание  медицинских  услуг  амбулаторно-
   поликлиническими   и   стационарными   медицинскими    учреждениями
   Тульской   области   только  за  счет  средств   бюджета   области,
   поскольку,  как указано выше, отсутствует межведомственный  акт  по
   рациональному использованию ассигнований из бюджетов  всех  уровней
   на бесплатное предоставление лекарственных средств.
       В   судебном   заседании  Лопуховский  О.А.  не  отрицал   того
   обстоятельства,   что  перечисленные  в  Перечнях   Территориальной
   программы  лекарственные  препараты предоставляются  ему  лечебными
   учреждениями  Тульской  области  бесплатно,  исключение  составляет
   дорогостоящий препарат ламотриджин. Данный лекарственный  препарат,
   как  это следует из представленных суду доказательств, рекомендован
   ему  к  лечению  клиникой  Московского НИИ психиатрии  Министерства
   здравоохранения Российской Федерации, а не МУЗ ПБ г. Тулы,  где  он
   находится   на   диспансерном  учете  по  месту   жительства.   Это
   лекарственное  средство,  по  мнению  Лопуховского  О.А,   наиболее
   благоприятно   влияет  на  состояние  его  здоровья,   поэтому   он
   постоянно  им пользуется и вынужден нести определенные материальные
   затраты на его приобретение.
       Суд считает, что сам по себе факт нуждаемости Лопуховского О.А.
   в  лекарственном  препарате ламотриджин не свидетельствует  о  том,
   что  администрацией  Тульской  области  нарушаются  его  права   на
   бесплатное  получение  данного  препарата.  Возможность   получения
   этого  лекарственного средства не исключается в рамках действующего
   федерального   законодательства  и,  в   частности,   Постановления
   Правительства  РФ  от  30 июля 1994 года N 890  "О  государственной
   поддержке   развития   медицинской   промышленности   и   улучшении
   обеспечения  населения и учреждений здравоохранения  лекарственными
   средствами  и изделиями медицинского назначения", которое  подлежит
   непосредственному исполнению на территории Российской Федерации,  в
   том   числе   и  в  Тульской  области,  при  наличии  утвержденного
   Правительством    РФ   порядка   согласования,   распределения    и
   закрепления    расходов,   связанных   с   координацией    вопросов
   здравоохранения,   находящихся  в  совместном  ведении   Российской
   Федерации  и  субъектов  Российской Федерации  (ст.  85  Бюджетного
   кодекса РФ).
       Учитывая,   что   оспариваемый  нормативный  акт  администрации
   Тульской   области   соответствует  действующему  законодательству,
   принят  в  пределах  ее полномочий и не нарушает прав  Лопуховского
   О.А.  на  охрану  здоровья  и, в частности,  бесплатного  получения
   лекарственных средств, Тульский областной суд находит заявление  не
   подлежащим удовлетворению.
   
       Руководствуясь  ст.  ст. 194, 195, 198, 253  ГПК  РФ,  Тульский
   областной суд
                                   
                                решил:
                                   
       Отказать   Лопуховскому  Олегу  Анатольевичу  в  удовлетворении
   заявления к администрации Тульской области:
       -   о   признании   недействующим  Постановления  администрации
   Тульской  области  от  6  октября 2003  года  N  654  "О  программе
   государственных  гарантий  и  оказания населению  Тульской  области
   бесплатной  медицинской  помощи на 2004  год"  в  части  подраздела
   "противосудорожные  средства"  разделов  "средства,   влияющие   на
   центральную  нервную  систему"  Перечня  лекарственных  средств   и
   изделий   медицинского  назначения  для  обеспечения   амбулаторно-
   поликлинических больных по льготным рецептам врачей  (приложение  N
   5)   и   Перечня   лекарственных  средств  и  изделий  медицинского
   назначения   для  стационарного  лечения  больных   в   медицинских
   учреждениях   (приложение  N  4)  при  реализации   Территориальной
   программы государственных гарантий;
       -   о   признании  Перечня  жизненно  необходимых  и  важнейших
   лекарственных  средств,  утвержденного распоряжением  Правительства
   РФ  от  20  марта  2003 года N 357-р, "неотъемлемой и  составляющей
   частью  Территориальной программы государственных гарантий оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год, утвержденной Постановлением администрации Тульской области  от
   6 октября 2003 года N 654;
       -   о  понуждении  включения  Перечня  жизненно  необходимых  и
   важнейших  лекарственных  средств, в  частности  "противосудорожные
   средства,    влияющие   на   центральную   нервную   систему",    в
   Территориальную   программу   государственных   гарантий   оказания
   населению  Тульской области бесплатной медицинской помощи  на  2004
   год,   тем   самым  восстановив  права  амбулаторно-поликлинических
   больных на льготное обеспечение лекарственными средствами.
       Решение  может  быть  обжаловано в  Верховном  Суде  Российской
   Федерации  в  течение 10 дней со дня его вынесения в  окончательной
   форме.
                                                                      
                                                                 Судья
                                                         О.И.СОЛОВЬЕВА
                                                                      
                                                                      

<<< Назад

 
Реклама

Новости законодательства России


Тематические ресурсы

Новости сайта "Тюрьма"


Новости

СНГ Бизнес - Деловой Портал. Каталог. Новости

Рейтинг@Mail.ru

Хостинг от uCoz