ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
от 14 июля 2005 г. N 25-6/2020
"О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО НАЗНАЧЕНИЮ СУБСИДИЙ
НА ОПЛАТУ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ В Г. ТУЛЕ"
В связи с возложением функций по определению права граждан на
получение субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг (далее по
тексту - Субсидии) и расчету Субсидий на органы социальной защиты
населения комитет социальной защиты населения г. Тулы департамента
социального развития Тульской области рекомендует использовать в
работе следующий порядок организации вышеназванной работы.
1. Общие положения
Субсидии предоставляются гражданам Российской Федерации в
соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации,
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2004 N 444 "О
предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг",
Постановлением администрации Тульской области от 25 января 2005 г.
N 51 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на оплату
жилья и коммунальных услуг в Тульской области".
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О
государственной социальной помощи", Законом Тульской области
28.12.2004 N 495-ЗТО "О государственной социальной помощи в
Тульской области" Субсидии являются видом государственной
социальной помощи.
Государственная социальная помощь назначается решением органа
исполнительной власти области по социальному развитию или его
территориального органа по месту жительства либо месту пребывания
малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Назначенные Субсидии перечисляются на персонифицированные
социальные счета граждан, открытые ими в кредитных учреждениях
(банках).
2. Порядок приема граждан, претендующих на получение Субсидии
Прием граждан, претендующих на получение Субсидии (далее по
тексту - Претенденты), производится по предварительной записи с
выдачей соответствующего талона, либо по телефону в порядке
скользящего графика специалистами территориального отдела комитета
социальной защиты населения г. Тулы департамента социального
развития Тульской области.
Субсидии назначаются на основании заявления Претендента
(типовая форма). Заявление может заполняться Претендентом
самостоятельно, либо, по просьбе Претендента, принимающим
специалистом территориального отдела социальной защиты населения.
В графе "Адрес места жительства" необходимо указывать адрес
постоянной регистрации Претендента, которая указана в его паспорте
на стр. 5-12.
При указании лицевого счета, на который будет перечисляться
Субсидия в случае ее назначения, необходимо указывать:
- сам счет;
- наименование (номер филиала) кредитного учреждения (банка).
При приеме документов (их копий), представленных для назначения
Субсидии, в столбце "Отметка о получении" необходимо проставлять
слово: "принял" с указанием количества представленных документов.
Для указания документов, не отмеченных в типовой форме заявления,
предназначены последние графы названной таблицы. В столбце
"Подпись ответственного лица" проставляется подпись специалиста
территориального отдела, принявшего от Претендента соответствующие
документы.
Характеристика документов, подлежащих принятию для назначения
Субсидии:
1. Справка из ЖЭУ о составе семьи: должна иметь порядковый
номер, подпись ответственного лица, выдавшего данную справку,
основание выдачи (форма 9 и форма 10), печать. От лиц, проживающих
в частном секторе, принимается выписка из домовой книги,
заверенная председателем уличного комитета и печатью администрации
района.
2. Свидетельство о регистрации права (для приватизированных
квартир): выдается Государственным учреждением юстиции "Тульским
областным регистрационным центром". До 1998 г. регистрацию права
собственности осуществляло бюро технической инвентаризации (БТИ),
поэтому в качестве правоустанавливающих документов на жилье могут
приниматься договоры дарения, купли-продажи и т.п.
3. Договор социального найма: с марта 2005 г. Постановлением
Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 утверждена типовая форма
договора социального найма жилого помещения, договоры социального
найма жилого помещения, заключенные до вступления в силу
настоящего Постановления, переоформлению не подлежат.
4. Справка о выплате пая (для ЖСК и ТСЖ): выплата пая может
быть как полной, так и неполной, в любом случае такой документ
может приниматься.
5. Справки о доходах: могут быть формы 2-НДФЛ и произвольной
формы (от индивидуальных предпринимателей без образования
юридического лица). Данные справки должны содержать две подписи:
руководителя и главного бухгалтера и быть заверены соответствующей
печатью. Кроме того, справки от индивидуальных предпринимателей
также должны содержать сведения об ИНН предпринимателя и номере
свидетельства о регистрации гражданина в качестве индивидуального
предпринимателя.
Сведения о размерах пенсии и пособий учитываются из базы
"Адресная социальная помощь".
6. Квитанция о суммах платежей за ЖКУ, счет-извещение,
присылаемый потребителям жилищно-коммунальных услуг, тот же самый
счет-извещение направляется для частного сектора.
7. Документы, подтверждающие право на льготы по оплате ЖКУ:
могут быть соответствующие удостоверения (ветеран труда, участник
ВОВ и т.п.) и справки МСЭ об установлении инвалидности.
8. Документы, подтверждающие гражданство РФ, для детей -
вкладыш в свидетельство о рождении. Если оба родителя имеют
гражданство РФ, а соответствующего вкладыша на их ребенка не
имеется, то первоначально Субсидии могут быть назначены, но лишь
при условии оформления этого вкладыша в кратчайшие сроки. Данное
обязательство должно быть оформлено в письменном виде в
произвольной форме.
9. Копия первой и последней страниц трудовой книжки: данный
документ требуется от пенсионеров.
10. Копия страницы сберкнижки с л/счетом, первая страница
сберкнижки. Обращаем внимание, что вместо сберкнижки может быть
предъявлена пластиковая карта. В данном случае соответствующий
счет указан на самой карте.
После заполнения заявления Претенденту выдается расписка-
уведомление с обязательным указанием фамилии, имени и отчества
специалиста территориального органа социальной защиты населения,
принявшего вышеназванные документы, и даты их принятия и периода
очередной перерегистрации.
Заявление на назначение Субсидий регистрируется в журнале
прошитым, пронумерованным и скрепленным подписью начальника отдела
и печатью.
В случае назначения Субсидии заявление, копии документов,
заверенные подписью специалиста, главного специалиста, начальника
отдела и печатью, а также документы, сформированные из базы
"Адресная социальная помощь":
- распоряжение;
- результат расчета субсидий;
- протокол - подшиваются в личное дело гражданина.
Отказ гражданину в предоставлении субсидий оформляется
протоколом, сформированным из базы "Адресная социальная помощь", о
чем он информируется письменно в течение 10 дней с момента подачи
заявления.
Последовательность формирования документов в личном деле:
1. Протокол;
2. Расчет размера субсидий;
3. Распоряжение;
4. Заявление;
5. Личное заявление Претендента (основного квартиросъемщика или
собственника жилья);
6. Документ о составе семьи заявителя( справка из ЖЭУ);
7. Копии документов, подтверждающих правовые основания владения
и пользования жилым помещением (свидетельство о регистрации для
приватизированных квартир или договор социального найма);
8. Документы, подтверждающие доходы Претендента и всех членов
семьи, которые учитываются при решении вопроса о предоставлении
Субсидий;
9. Копия документа, содержащего сведения о суммах платежей за
жилье и коммунальные услуги, начисленные за последний перед
подачей заявления месяц, и о наличии (просроченной) задолженности
по оплате жилья и коммунальных услуг;
10. Копии документов, подтверждающих право на льготы или
компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг Претендента и
членов семьи, зарегистрированных совместно с ним по месту
постоянного жительства;
11. Копии документов, удостоверяющих гражданство РФ Претендента
и всех членов его семьи (паспорта, вкладыша для "Свидетельства о
рождении" на ребенка - копии всех страниц, где есть записи);
12. Копия трудовой книжки;
13. Копия (1-й страницы) сберкнижки.
3. Круг лиц, имеющих право на Субсидию
Субсидии предоставляются:
а) нанимателю жилого помещения по договору социального найма;
б) нанимателю жилого помещения по договору найма в
государственном и муниципальном жилищном фонде;
в) члену жилищного, жилищно-строительного кооператива;
г) собственнику жилого помещения (квартиры, жилого дома, части
квартиры или жилого дома), в том числе члену товарищества
собственников жилья;
д) гражданину, проживающему в общежитии, относящемся к
жилищному фонду независимо от формы собственности.
Субсидии предоставляются указанным гражданам и
зарегистрированным совместно с ними по месту постоянного
жительства членам их семей.
4. Расчет совокупного дохода семьи. Начисление Субсидий
При исчислении общей суммы дохода семьи или одиноко
проживающего гражданина учитываются все виды доходов, подлежащие
налогообложению. Кроме того, в состав совокупного дохода семьи или
одиноко проживающего гражданина включаются:
а) все виды назначаемых пенсий;
б) все виды получаемых пособий (ежемесячное пособие на детей,
пособие по уходу, пособие по безработице);
в) получаемые членом семьи алименты.
Совокупный доход семьи определяется за 6 (шесть) календарных
месяцев.
В доход семьи или одиноко проживающего гражданина не
учитываются:
а) государственная социальная помощь, оказываемая в
соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственной социальной помощи в виде денежных выплат и
натуральной помощи;
б) единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение
ущерба, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными
расходами на медицинскую, социальную, и профессиональную
реабилитацию.
Из дохода семьи или одиноко проживающего гражданина исключается
сумма уплаченных алиментов.
Жилищные Субсидии начисляются сроком на 6 (шесть) месяцев со
дня принятия соответствующего решения органом социальной защиты
населения о назначении Субсидии.
Срок назначения Субсидии - первое число текущего месяца при
обращении до 15 числа и первое число следующего месяца - после 15
числа.
При определении условий предоставления гражданину права на
получение Субсидии должны учитываться:
1. Социальные нормы жилья и нормативы потребления коммунальных
услуг (водогазоэнерготеплоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых
отходов). Социальная норма площади жилья установлена Законом
Тульской области от 05.10.2004 N 484-ЗТО "О социальной норме
площади жилья и предоставлении субсидий на оплату жилья и
коммунальных услуг" и составляет:
каждому члену семьи, состоящей из трех и более человек,
проживающих в городе, - 18 кв. метров общей площади жилья; в
сельских населенных пунктах, - 25 кв. метров общей площади жилья;
семье, состоящей из двух человек, - 42 кв. метра;
одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра;
гражданам, проживающим в однокомнатных квартирах, - до размера
квартиры;
гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилье, - до размера
занимаемой площади;
гражданам, проживающим в коммунальных квартирах и отдельных
комнатах в общежитиях, - до размеров занимаемой жилой площади.
Гражданам, имеющим право на дополнительную площадь в
соответствии с действующим законодательством, социальная норма
площади жилья увеличивается на размер дополнительной площади.
2. Максимально допустимая доля расходов на оплату жилья и
коммунальных услуг в совокупном доходе семьи должна составлять 22
процента.
Получателям Субсидий, которые по состоянию здоровья, в силу
возраста, пешей или транспортной недоступности не имеют
возможности открывать персонифицированные социальные счета и
пользоваться ими, выплата (доставка) Субсидий может осуществляться
по решению уполномоченного органа через организации связи либо
иным способом.
5. Порядок работы с электронной базой
Из списка состоящих на учете в базе данных "Адресная социальная
помощь" выбирается гражданин, обратившийся за назначением
Субсидии. В случае отсутствия гражданина в базе данных есть
возможность заведения новой карточки учета, перенос информации из
пенсионной базы данных, из архивной базы данных, из базы данных,
содержащей карточки обращения. По клавише F9 попадаем в карточку
учета. Объединяем в карточку всех зарегистрированных по данному
адресу в одну карточку (в том числе и тех членов семьи, которые не
зарегистрированы по данному адресу, но проживают совместно и ведут
общее хозяйство). Заводим доходы для каждого члена семьи. Для
временно отсутствующих членов семьи заводим признак учета
"Граждане, временно выбывшие". Для незарегистрированных членов
семьи заводим адрес регистрации. Получателю Субсидии заносим
выплатную информацию по клавише F11, ставим соответствующее
направление выплаты и помечаем (x), не корректировать пенсионной
базой. Выходим из карточки учета по клавише ESC. Нажатием клавиши
ENTER попадаем в режим заведения заявления.
В окне заводим инспектора, принявшего заявление. Переходим на
поле "Зарегистрировано", по клавише ENTER открываем и при
необходимости корректируем:
- в окне поля "Зарегистрировано" по клавишам, представленным
внизу окна, можно внести изменения в расчеты (исключить из
расчета) Субсидии, ВПМ, СДД. Изменения можно вносить помесячно или
на весь период расчета Субсидии. В заявлениях, где есть
незарегистрированные члены семьи поля, совокупный доход не будет.
Для семей, в которых есть совместно проживающие, но
незарегистрированные по данному адресу граждане:
- в карточку учета подавшего заявление на Субсидию заводится
член семьи, который не зарегистрирован по данному адресу, но
проживает совместно и ведет совместно хозяйство. В поле прописки у
такого гражданина должно стоять "не зарегистрирован", адрес
регистрации должен быть заполнен, доходы должны быть заведены в
его карточке. В этом случае в заявлении на Субсидию в поле "Общ."
будет посчитан совокупный доход всех членов семьи, независимо от
места регистрации, в поле "СДД" - среднедушевой доход на всех
членов семьи, в поле "ВПМ" - прожиточный минимум для всех членов
семьи, величина общего дохода для расчета Субсидии будет равна
произведению СДД на количество зарегистрированных. В поле
"Зарегистрировано" на фамилии незарегистрированного члена семьи
для Субсидии необходимо проставить минус (-), т.е. исключить его
из расчета Субсидии.
Для временно выбывших граждан расчет производится двумя
способами:
- для семей, которые предоставляют справки о доходах временно
выбывшего, расчет необходимо произвести следующим образом: в
карточке учета такого гражданина необходимо поставить признак
учета "Граждане, временно выбывшие", указав дату выбытия. В этом
случае временно выбывший гражданин участвует в расчете ВПМ, общего
дохода, СДД, в доходе для расчета Субсидии, в расчете Субсидии
(Субсидия начисляется на оплату жилья и отопления). В поле
"Зарегистрировано" знаки (-) стоять не должны;
- для семей, не представляющих справки о доходах временно
выбывшего члена семьи, расчет производится следующим образом:
карточку учета временно выбывшего гражданина необходимо снять с
учета, указав причину и дату выбытия, поставить признак учета
"Граждане, временно выбывшие", указав дату выбытия. В этом случае
временно выбывший гражданин не войдет в расчет ВПМ, совокупного
дохода, СДД, дохода для Субсидии, Субсидии, оплата за жилье и
отопление на него начислится в полном объеме. В поле
"Зарегистрировано" по всем полям должен стоять знак (-).
Субсидия назначается только на зарегистрированных членов семьи,
в расчете общего и среднедушевого доходов учитываются доходы
зарегистрированных и незарегистрированных членов семьи.
Переходим на поле "Жилищные условия и ЖКУ", раскрываем окно по
клавише ENTER и заводим информацию по услугам:
- заводится ответственный квартиросъемщик, дата представления
сведений о жилищных условиях, общая площадь, жилищные условия
(справочник), принадлежность жилого фонда (справочник), ЖКУ
выбираются из справочника, для каждой ЖКУ обязательно заводится
поставщик, лицевой счет, единица измерения (обратить внимание, что
за единицу измерения рассчитываются отопление, оплата жилья,
электроэнергия и коммунальные услуги, рассчитываемые по счетчику).
По клавише ESC выходим из окна и отвечаем ДА на вопрос "Выполнить
перерасчет Субсидии?".
После расчета Субсидии в окне "Квитанция на оплату" по клавишам
Ctrl+ENTER попадаем в квитанцию, где можно откорректировать
квитанцию на оплату, введенные значения распространяются на весь
период назначения Субсидии; можно ввести фактическое потребление
ЖКУ, изменить тариф (если позволяет настройка). Для корректировки
значения льготы необходимо поменять в таблице настройки параметров
АРМ в блоке для перерасчета: - квитанция на оплату - на ручной
ввод квитанции на оплату без перерасчета, зайти в заявление,
исправить значение льготы и обязательно записать заявление в базу.
Результаты расчета Субсидии печатаются из окна заявления по
клавише F7.
Посмотреть начисления субсидии по каждому месяцу можно заходя в
поля "Ежемесячные начисления" и "Ежемесячные начисления по ЖКУ". В
последнем окне указаны все расчеты оплаты по тарифам, по
социальным нормам, с учетом льгот. Если на ЖКУ были произведены
выплаты, то они помечены <*>.
ЖКУ, на которые не производится перерасчет (в соответствии с
настройками) помечены <**>. Сумму фактических начислений с учетом
льгот можно ввести по клавише F5 (ручной перерасчет) в разделе
"Ежемесячные начисления по ЖКУ" в конкретном месяце перерасчета.
Кроме этого в окне заявления представлены следующие исходные
данные для расчета Субсидии:
- период расчета доходов с правом корректировки;
- величина прожиточного минимума семьи в соответствии с
настройкой (суммируются все прожиточные минимумы по членам семьи и
делятся на кол-во зарегистрированных);
- величина среднедушевого дохода семьи (общий доход семьи
делится на кол-во членов семьи),
- величина общего дохода семьи (по каждому члену семьи
суммируется доход за 6 месяцев, делится на 6 и складывается);
- список льготников с возможностью просмотра ЖКУ с
рассчитанными суммами льготы: фактической и для ОСН, видом льготы
по каждой ЖКУ, областью распространения и кто является льготником,
а также просмотр льготных признаков учета с отметкой наиболее
выгодных;
- период назначения субсидии с правом корректировки;
- общая сумма Субсидии (величина Субсидии, рассчитанная по
закону и умноженная на 6 (кол-во месяцев, на который
предоставляется субсидия);
- результат расчета субсидии;
- по клавише F8 можно произвести перерасчет размера Субсидии.
Перерасчет производится с учетом изменений в нормативно-справочной
информации, состава семьи, льготных признаков учета членов семьи,
выданных выплатных документов и фактических начислений. Если на
ЖКУ выданы выплатные документы, то при перерасчете в случае
отличия размера субсидии от первоначального значения формируется
доплата или удержание.
В случае если субсидия не назначена, проставить дату и причину
отказа "Сумма расходов на оплату ЖКУ ниже 22 процентов дохода
семьи".
Выходя из заявления, на вопрос "Записать в базу?" ответить ДА.
Если в расчетном периоде у главы или члена семьи изменилась или
была назначена льготная категория, то следует закрыть заявление
концом месяца получения льготной категории. При подтверждении
льготником пользования льготой открывается новое заявление с датой
такой же, как в старом заявлении, с периодом назначения на
оставшиеся от расчетного периода месяцы.
5.1. Массовый перерасчет размера Субсидии
- массовый перерасчет производят только в случае изменения
нормативной базы и недопоставки ЖКУ, во всех других случаях
перерасчет делается только по заявлению;
- для перерасчета в случае изменения тарифа: заходим в режим
Нормативы - Тарифы на потребление ЖКУ и заводим для конкретной
услуги новый тариф; в режиме Таблица настройки параметров АРМ - Не
перерассчитывать Субсидию пометить те услуги, для которых
перерасчет производиться не будет;
- далее переходим в режим Назначение Субсидии - Массовый
перерасчет размера Субсидии по клавише F8, выбираем по запросу
граждан, которым необходим перерасчет Субсидии;
- на правой стороне экрана можно поменять дату перерасчета;
- клавишами ENTER или CTRL-F3 помечаем всех;
- перерасчет производится клавишей F12 по выбранным заявлениям
с печатью протокола по каждому заявителю по каждому месяцу
предоставления Субсидии;
- перерассчитанные Субсидии записываются в базу данных.
5.2. Просмотр списка заявлений граждан на Субсидию
- формируется список заявлений по каждому специалисту,
заводившему заявление, или по всем специалистам с показом даты
подачи заявления, сроком предоставления Субсидии и суммой
Субсидии;
- по клавише F11 имеется возможность массового закрытия
заявлений;
- по клавише F7 имеется возможность печати: действующих
заявлений, закрытых заявлений, отказанных заявлений, окончивших
свое действие, граждан, снятых с учета.
5.3. Удаление заявлений граждан
- формируется список заявлений по каждому специалисту,
заводившему заявление, или по всем специалистам с показом даты
подачи заявления, сроком предоставления Субсидии и суммой
Субсидии;
- заявление удаляется по клавише F2, удалить можно только то
заявление, на которое не было выдано выплатных документов.
Заместитель директора департамента -
председатель комитета социальной
защиты населения г. Тулы
Т.Ю.КУЗНЕЦОВА
|