АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 сентября 2005 г. N 632
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ДЕПАРТАМЕНТОМ ФИНАНСОВ
ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Для осуществления финансового контроля и в целях единообразия
проводимых проверок в соответствии со статьями 266, 270 Бюджетного
кодекса Российской Федерации и статьей 5 Закона Тульской области
"О бюджетном процессе в Тульской области", на основании статьи 34
Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской
области постановляет:
1. Утвердить Порядок осуществления финансового контроля и
проведения проверок департаментом финансов Тульской области
(приложение).
2. Главным распорядителям средств бюджета области применять
Порядок осуществления финансового контроля и проведения проверок
при осуществлении финансового контроля получателей средств бюджета
области.
3. Постановление вступает в силу со дня подписания.
Губернатор Тульской области
В.Д.ДУДКА
Приложение
к Постановлению администрации
Тульской области
от 05.09.2005 N 632
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОВЕРОК ДЕПАРТАМЕНТОМ ФИНАНСОВ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок осуществления финансового контроля и
проведения проверок департаментом финансов Тульской области (далее
- Порядок) разработан во исполнение статей 266, 270 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, Закона Тульской области "О бюджетном
процессе в Тульской области" и регламентирует формы и порядок
осуществления финансового контроля.
II. Понятие, цель и задачи проверок
2. Проверка представляет собой систему обязательных контрольных
действий по документальной и фактической проверке законности и
обоснованности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и
финансовых операций проверяемой организацией, правильности их
отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности
действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных
лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской
Федерации и Тульской области, нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления возложена ответственность за их
осуществление.
Тематическая проверка представляет собой единичное контрольное
действие или исследование состояния дел на определенном участке
деятельности проверяемой организации.
3. Цель проверки (в т.ч. тематической) - осуществление контроля
за соблюдением законодательства Российской Федерации и Тульской
области, нормативных правовых актов органов местного
самоуправления при осуществлении организацией хозяйственных и
финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением
имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых
ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и
сметами.
4. Основной задачей проверки является:
соответствие осуществляемой деятельности организации
учредительным документам;
обоснованность расчетных сметных назначений;
исполнение смет доходов и расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных
ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных
внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения
бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными
бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными
фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей
деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.
III. Организация и проведение проверок
5. Проверка поступления и расходования средств бюджета Тульской
области (далее - бюджет области), использования внебюджетных
средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг),
находящегося в собственности Тульской области, органами
государственной власти области, органами местного самоуправления
области и другими получателями средств бюджета области независимо
от формы собственности осуществляется как в плановом, так и во
внеплановом порядке, сплошным или выборочным методом.
Проверка получателей средств бюджета области по мотивированным
постановлениям, требованиям правоохранительных органов
осуществляется в установленном порядке в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации и Тульской
области.
6. На проведение проверки участвующим в ней работникам выдается
распоряжение, которое подписывается директором департамента
финансов Тульской области (далее - департамент финансов),
назначившим проверку, или лицом, им уполномоченным, и заверяется
печатью департамента финансов.
7. Сроки проведения проверки, состав группы и ее руководитель
определяются директором департамента финансов с учетом задач и
объема проверки и особенностей проверяемой организации и, как
правило, не могут превышать 30 календарных дней.
Продление установленного срока проверки осуществляется
директором департамента финансов по мотивированному представлению
руководителя группы проверки.
8. Конкретные вопросы проверки определяются программой или
перечнем основных вопросов проверки (далее - программа проверки).
Программа проверки утверждается директором департамента
финансов.
В программе указывается тема проверки, период, за который
проводится проверка, перечень объектов и вопросов, подлежащих
проверке.
9. Составлению программы проверки и ее проведению должен
предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники
проверки обязаны изучить необходимые законодательные и другие
нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные,
другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-
хозяйственную деятельность подлежащего проверке получателя средств
бюджета области.
Руководитель группы до начала проверки знакомит ее участников с
содержанием программы проверки и распределяет вопросы и участки
работы между ее исполнителями.
Программа проверки в ходе ее проведения с учетом изучения
необходимых документов, отчетных и статистических данных, других
материалов, характеризующих проверяемого получателя средств
бюджета области и других организаций, может быть изменена и
дополнена в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка.
10. Руководитель проверки предъявляет получателю средств
бюджета области распоряжение о проведении проверки, знакомит с
основными задачами, представляет участвующих в проверке
работников, решает организационно-технические вопросы проведения
проверки и составляет рабочий план.
По требованию руководителя проверки при выявлении фактов
нарушения требований пользования имуществом руководитель
проверяемой организации в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации и Тульской области
организовывает проведение инвентаризации денежных средств и
материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем)
инвентаризации устанавливаются руководителем проверки по
согласованию с руководителем проверяемой организации.
11. Проверка финансово-хозяйственной деятельности проводится
путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных,
бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях
установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным
первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи
указанных в них денежных средств и материальных ценностей,
фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
проверки правильности расходования средств на выплату
заработной платы, в т.ч. обоснованность и правильность
установления должностных окладов, стимулирующих выплат, начисления
заработной платы, отпускных выплат;
встречных проверок поступления и расходования средств бюджета
области, использования доходов от предпринимательской и иной
приносящей доход деятельности, доходов от имущества, находящегося
в собственности Тульской области и сличения имеющихся в
проверяемой организации записей, документов и данных с
соответствующими записями, документами и данными, находящимися в
тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные
средства, материальные ценности и документы;
фактического контроля за наличием и движением материальных
ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат,
полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов
выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в
установленном порядке специалистов других организаций;
обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей
путем проведения инвентаризаций, обследований, контрольных
запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов
сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров
выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в
бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения
установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в
регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов,
сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского
учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности полученных средств бюджета
области, средств государственных внебюджетных фондов и других
государственных средств, доходов от имущества, находящегося в
собственности Тульской области, средств от предпринимательской и
иной приносящей доход деятельности;
проверки в необходимых случаях состояния внутреннего
(ведомственного) контроля.
При необходимости проведения встречных проверок в организациях,
расположенных на территории других субъектов Российской Федерации,
департамент финансов обращается в финансовые органы
соответствующих субъектов Российской Федерации с целью получения
необходимой информации. При этом в обращениях должны быть указаны
полные наименования организаций и идентификационные номера
налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные
проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях
банка организаций, а также перечень вопросов, подлежащих проверке.
12. Участники проверки исходя из программы проверки определяют
необходимость и возможность применения тех или иных действий,
приемов и способов получения информации, аналитических процедур,
объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающей
надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
13. Руководитель проверяемой организации обязан создавать
надлежащие условия для проведения проверки, предоставить
необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские
принадлежности и т.п.
В случае отказа работниками проверяемой организации
предоставить необходимые документы либо возникновения иных
препятствий, не позволяющих провести проверку, руководитель
проверки, а в необходимых случаях директор департамента финансов
сообщает об этих фактах в вышестоящий орган проверяемой
организации.
14. При нарушении проверяемой организацией бухгалтерского учета
руководитель проверки составляет акт, предусмотренный разделом 4
настоящего Порядка, и докладывает о выявленных нарушениях
директору департамента финансов. Директор департамента финансов
направляет руководителю проверяемой организации и в вышестоящую
организацию либо органу, осуществляющему руководство деятельностью
проверяемой организации, письменное предписание о восстановлении в
соответствии с действующими нормативными документами
бухгалтерского учета в проверяемой организации.
После восстановления организацией бухгалтерского учета проверка
возобновляется.
15. При нарушении проверяемой организацией бюджетного
законодательства руководитель проверки помимо акта подготавливает
документы для составления протокола и постановления об
административном правонарушении в соответствии с Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом
Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской
области" и для применения других мер, установленных действующим
законодательством.
IV. Оформление и реализация результатов проверки
16. Результаты проверки оформляются актом, который
подписывается руководителем проверки, а при необходимости и
членами группы проверки, руководителем и главным бухгалтером
(бухгалтером) проверяемой организации.
Один экземпляр оформленного акта проверки, подписанного
руководителем проверки, вручается руководителю проверяемой
организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении
с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера
(бухгалтера) проверяемой организации по согласованию с
руководителем проверки может быть установлен срок до 5 рабочих
дней для ознакомления с актом проверки и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его
должностные лица проверяемой организации указывают об этом перед
своей подписью и одновременно представляют руководителю проверки
письменные возражения или замечания, которые приобщаются к
материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель проверки в срок до 5 рабочих дней обязан проверить
обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним
письменное заключение, которое после подписания директором
департамента финансов направляется в проверяемую организацию и
приобщается к материалам проверки.
В случае отказа должностных лиц проверяемой организации
подписать или получить акт проверки руководитель проверки
производит запись об ознакомлении с актом и отказе от подписания
или получения акта.
В этом случае акт проверки может быть направлен проверяемой
организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате
его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении
в департаменте финансов, прилагаются документы, подтверждающие
факт отправления или иного способа передачи акта.
17. Акт проверки состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта проверки должна содержать следующую
информацию:
наименование темы проверки;
дату и место составления акта проверки;
кем и на каком основании проведена проверка;
проверяемый период и сроки проведения проверки;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей
организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных
видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях,
включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах
федерального казначейства;
кто в проверяемый период имел право первой подписи в
организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая проверка, что сделано в
организации за прошедший период по устранению выявленных
недостатков и нарушений.
Вводная часть акта проверки может содержать и иную необходимую
информацию, относящуюся к предмету проверки.
Описательная часть акта проверки должна состоять из разделов в
соответствии с вопросами, указанными в программе проверки.
18. В акте проверки проверяющие должны соблюдать объективность
и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и
системность изложения.
Результаты проверки излагаются в акте на основе проверенных
данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых и других
организациях документах, результатов произведенных встречных
проверок и процедур фактического контроля, других действий,
заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и
материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно
содержать следующую обязательную информацию: какие
законодательные, другие нормативные правовые акты нарушены, кем,
за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер
документально подтвержденного ущерба и другие последствия
нарушений.
В акте проверки не допускается включение различного рода
выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или
результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных
органов.
В акте проверки не должна даваться правовая и морально-
этическая оценка действий должностных и материально ответственных
лиц проверяемой организации, квалифицироваться их поступки,
намерения и цели.
Объем акта проверки не ограничивается, но проверяющие должны
стремиться к максимальной краткости изложения при обязательном
отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы
проверки.
19. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты
или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или
привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к
ответственности, в ходе проверки составляется отдельный
(промежуточный) акт, и запрашиваются необходимые письменные
объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником группы проверки,
ответственным за проверку конкретного вопроса программы проверки и
соответствующими должностными и материально ответственными лицами
проверяемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт
проверки.
20. Материалы проверки состоят из акта проверки и оформленных
приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте проверки
(документы, копии документов, сводные справки, объяснения
должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы проверки представляются директору департамента
финансов в срок не позднее 3 рабочих дней после его подписания в
проверяемой организации.
Материалы каждой проверки должны составлять отдельное дело с
соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством
томов.
21. Директор департамента финансов по представленным материалам
проверки в срок не более 10 календарных дней определяет порядок
реализации материалов проверки.
22. По результатам проведенной проверки директор департамента
финансов направляет руководителю проверенной организации
информацию для принятия мер по выявленным нарушениям, возмещению
причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц.
В необходимых случаях результаты проверки сообщаются вышестоящей
организации либо органу, осуществляющему руководство деятельностью
проверенной организации, для принятия мер.
23. Результаты проверки, проведенной в соответствии с планом
контрольной работы департамента финансов, решениями коллегии,
приказами директора департамента финансов, обобщаются отделом по
контролю за использованием бюджетных средств департамента финансов
и письменно докладываются директору департамента финансов.
24. Результаты проверки, проведенной по обращениям
правоохранительных органов либо по обращениям органов
государственной власти субъектов Российской Федерации или органов
местного самоуправления, направляются этим органам вместе с
предложениями по принятию мер, направленных на устранение
выявленных нарушений и возмещение ущерба. По запросам указанным
органам направляются также и материалы проверки.
25. Материалы проверки, проведенной по обращениям
правоохранительных органов, передаются в установленном порядке.
При этом в департаменте финансов должны быть оставлены копии: акта
проверки, объяснений должностных лиц проверенной организации,
виновных в выявленных проверкой нарушениях, документов,
подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и
материалы проверок, в ходе которых были выявлены нарушения
финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных
ценностей, являющиеся, в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации и Тульской области,
основанием для реализации материалов проверок в установленном
порядке.
26. Департамент финансов обеспечивает контроль за ходом
реализации материалов проверок и при необходимости принимает
другие предусмотренные законодательством Российской Федерации и
Тульской области, нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления меры для устранения выявленных нарушений,
возмещения причиненного ущерба и в необходимых случаях проводит
проверки по устранению ранее установленных нарушений.
27. Департамент финансов систематически изучает и обобщает
материалы проверок и в необходимых случаях вносит предложения о
совершенствовании системы государственного финансового контроля,
дополнениях, изменениях действующих законодательных и других
нормативных правовых актов.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных
настоящим Порядком, работники департамента финансов обязаны
руководствоваться законодательством Российской Федерации и
Тульской области.
|