ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
1-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1994 г. N 14/281
14-е заседание
ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ЗА 1994 ГОД
Заслушав информацию председателя областной Думы
Деревянко В. В. о работе Тульской областной Думы за 1994 год,
Тульская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Информацию о работе Тульской областной Думы за 1994 год
принять к сведению.
2. Опубликовать указанную информацию в печати.
Председатель Тульской
областной Думы
В.В.ДЕРЕВЯНКО
Приложение
к постановлению Тульской
областной Думы
от 29 декабря 1994 г. N 14/281
ИНФОРМАЦИЯ
об итогах работы Тульской областной Думы
за 1994 год
Уважаемые коллеги и гости сегодняшнего заседания!
Прошел ровно год с того дня, когда мы, депутаты Тульской
областной Думы, собрались на свое первое заседание, а сегодня
проводим уже четырнадцатое. Прошедшее время можно отнести к
периоду становления законодательных (представительных) органов
государственной власти в субъектах Российской Федерации, к которым
относится и наша Тульская областная Дума.
Год работы - это не только своеобразный юбилей, это также
серьезный повод для того, чтобы проанализировать итоги и уроки
нашей деятельности.
В связи с этим считаю уместным обратить ваше внимание на
следующие обстоятельства:
Во-первых, областная Дума олицетворяет собой принципиально
новую, по сравнению с Советами, представительную ветвь власти в
нашей области. Как орган этой власти, она является независимой от
других ветвей власти и самостоятельной в принятии решений в рамках
своих полномочий. На депутатов Думы возложена огромная
ответственность за положение дел в нашем регионе. Именно понимание
этой ответственности перед нашими избирателями, всеми жителями
тульской земли, в конечном итоге, определяет характер, формы и
методы нашей работы;
Во-вторых, главной задачей областной Думы является создание
системы законов области, как правовой основы экономического,
социального и политического развития максимально обеспечивающего
стабильные цивилизованные условия жизни каждому жителю области.
Это чрезвычайно сложная задача, однако мы обязаны выполнить ее
честно и достойно, помня о том, что мы работаем именно по воле
этих жителей.
Основа такой законодательной базы уже заложена. Напомню вам,
что на сегодняшний день Думой принято 11 законодательных актов. По
количеству и содержанию принятых нами законов, можно сделать
вывод, что Тульская областная Дума является одной из эффективно
работающих в Российской Федерации. Ее опыт изучается в других
регионах страны. Однако, мы не можем сказать, что удовлетворены
своей работой в плане законодательной деятельности: нет Основного
закона - Устава области, блока "экономических" законов развития
региона, пакета законов о местном самоуправлении.
Среди действующих законов области законы:
- О референдуме области и местном референдуме;
- О формировании и сроках представления Тульской областной
Думе проекта областного бюджета на 1995 год;
- О льготах по налогу на приобретение автотранспортных
средств;
- О статусе депутата Тульской областной Думы;
- О миссионерской (религиозной) деятельности на территории
Тульской области;
На выходе закон "О правовом регулировании деятельности системы
образования" и "О дополнительных льготах реабилитированным и
признанным пострадавшими от политических репрессий".
На 13-ом заседании Думы приняты за основу Устав (основной
закон) Тульской области и закон "О бюджетном процессе в Тульской
области". На этом же заседании утверждены комитеты Думы,
ответственные за доработку названных документов, тексты
законопроектов направлены на заключение в официальные органы и
опубликованы для обсуждения.
В связи с разработкой Устава области, возникла необходимость
включить в план законопроектной работы разработку законов:
"О местном самоуправлении", "Об органах государственной власти
Тульской области", "О собственности" и ряд других, над которыми
нам предстоит напряженно поработать в 1995 году.
Вплотную занимаясь законотворческой деятельностью, мы пришли к
выводу о необходимости принятия закона "О законах области". Этим
документом, принятом на прошлом заседании Думы, четко определены
как основы законотворческой деятельности Думы, так и процедура
разработки, рассмотрения и принятия законов области. Серьезная
законотворческая работа - это сложный, порой изнурительный
процесс, сопряженный с наличием противоречивых взглядов у
разработчиков и тех, кто дает заключение по проекту или проводит
экспертизу, но главное - с необходимостью постоянно держать руку
на пульсе существующего законодательства, быть информированным и
компетентным в правовых вопросах.
В этой связи сегодня хочется выразить огромную благодарность
всем депутатам, принимающим самое активное участие в
законодательном процессе, а также консультанту-эксперту при
полномочном представителе Президента РФ Пронину Николаю
Федоровичу, начальнику областного управления юстиции Иванову Игорю
Викторовичу, специалистам этого управления, специалистам областной
Думы и администрации области, всем тем, кто принимает участие в
этой не простой работе.
Продолжая разговор о деятельности областной Думы за минувший
год, хотелось бы отметить такое важное направление работы как
участие в Федеральном законодательстве. На совместных совещаниях
депутатов Думы, специалистов администрации области и
представителей соответствующих заинтересованных ведомств и
организаций обсуждено более 100 проектов федеральных и федеральных
конституционных законов.
По каждому из них собраны, обобщены и направлены предложения и
замечания в Государственную Думу Федерального Собрания. Эта работа
обязательно будет продолжена и в 1995 году.
Как уже отмечалось, законотворчество является основой
деятельности Думы. В ходе ее Дума тесно сотрудничает со всеми
официальными органами как в области, так и на федеральном уровне.
Целью этого сотрудничества является тщательная отработка
юридической основы разрабатываемых и принимаемых
нормативно-правовых актов.
Думой установлены также деловые связи с Институтом
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве
Российской Федерации, с руководством которого имеется
договоренность о проведении правовой экспертизы наших
законопроектов.
Вместе с тем, мы должны понимать, что разработка и принятие
областных законов - не самоцель, а создание правового поля для
плодотворной работы администрации области, успешной реализации
областных и федеральных программ, утверждения подлинно
демократических принципов народовластия в нашей области.
Хочу также сказать и о некоторых обстоятельствах, сдерживающих
процесс законотворчества.
Это, прежде всего, политическая и экономическая нестабильность
в обществе, медлительность конституционных преобразований в
стране, определенные сложности в совместной работе органов
государственной власти из-за отсутствия федеральных законов,
имеющее иногда место, неуважение к законам, в том числе областным.
Полагаю, что последнюю проблему следует глубоко проанализировать и
создать в нашей области атмосферу законопослушания, наметить
конкретные меры, исключающие возможность неисполнения законов как
отдельными гражданами, предприятиями и организациями, так и
органами государственной власти.
Новые подходы следует применять также в оценке характера
взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти.
По Конституции РФ их органы независимы, что предопределяет их
равноправное и плодотворное сотрудничество. Минувший год дал
немало хороших примеров этому. Однако в последнее время, к
сожалению, мы столкнулись с невольной, а может быть и сознательной
попыткой вбить клин между представительной и исполнительной
властью в нашей области. Такие шаги являются в корне недопустимыми
и будут квалифицироваться как служебный подлог со всеми
вытекающими из него последствиями.
Завершая разговор о законотворчестве, скажу лишь о том, что
любого человека, связавшего себя с политикой, жизнь ставит подчас
в ситуацию, когда выбор того или иного решения становится
серьезной нравственной проблемой. Честность, порядочность и
ответственность - вот единственно достойные ориентиры и хотелось
бы, чтобы мы постоянно помнили об этом.
Теперь о формах и методах нашей работы.
Со дня образования областной Думы проведено 13 заседаний, на
которых принято 272 постановления, на каждом заседании
рассматривается порядка 25-30 вопросов, которые предварительного
прорабатываются в комитетах Думы, часть - на пленарных заседаниях
и депутатских слушаниях. Это позволяет депутатам глубже вникнуть в
суть вопросов и проблем, более оперативно принимать по ним
постановления на заседаниях Думы.
Сложилась практика рассмотрения и принятия постановлений по
сформированным в повестках дня заседаний Думы блокам вопросов.
При этом, начиная с 10-го заседания Думы, на первое место мы
ставим вопросы законодательно-правовой деятельности и далее -
вопросы, представленные администрацией области.
За прошедший период приняты постановления Думы:
- по организационным вопросам;
- по законодательно-правовой деятельности;
- по экономическим вопросам и социальным программам;
- по льготному налогообложению;
Заслушано 16 информаций и в том числе:
- о работе областной Думы за период с декабря 1993 года по
апрель 1994 года;
- о работе областной Думы по рассмотрению проектов федеральных
и федеральных конституционных законов;
- о совершенствовании деятельности областной Думы по
реализации своих полномочий;
- о работе комиссий и другие.
Отработана система контроля за принятыми постановлениями.
Вошло в практику работы заслушивание на заседаниях комитетов и
Думы отчетов исполнителей о ходе выполнения ранее принятых
постановлений.
В основном все постановления выполняются и в установленные
сроки.
Вместе с тем, дважды на четвертом и пятом заседаниях Думы
рассматривался вопрос "О центральной публичной библиотеке
г. Тулы", где постановлениями предлагалось администрациям области
и города изыскать средства для финансирования завершения
строительства библиотеки. Однако вопрос решается с большим трудом.
По инициативе депутатов-аграриев на пятом, шестом и седьмом
заседаниях рассматривались вопросы, связанные с положением в
агропромышленном комплексе области. Но по-прежнему остаются
трудности с финансированием АПК: во многих акционерных обществах и
коллективных с/х предприятиях своевременно не выдается заработная
плата, есть вопросы в реализации их продукции.
Много раз рассматривался вопрос о разработке проекта закона
Тульской области "О торговле". Тем не менее рассмотрение его
перенесено на 1995 год.
Неоднократно из одного заседания в другое переносился вопрос
"О структуре администрации области".
Анализ постановлений, принятых областной Думой показывает, что
в целом мы на правильном пути. Вместе с тем, из-за недостаточной
проработки, отдельные вопросы рассматриваются по несколько раз, а
некоторые переносятся или исключаются из повестки дня как
неподготовленные. Аппарату Думы, всем нам необходимо более
скрупулезно подходить к подготовке плановых вопросов, тщательнее
отрабатывать проекты постановлений.
С этой целью постановлением Думы введен институт советников
председателя Думы (на общественных началах), принято решение о
создании контрольной комиссии, утверждены соответствующие
положения.
Создание контрольной комиссии обусловлено усилением
контрольных функций Думы, определенных Законом РФ "Об основах
бюджетных прав..." и закрепленных в статье 101 Конституции РФ. На
наш взгляд, кроме контроля за бюджетом области, комиссия должна
провести ревизию всех нормативных актов, принятых областным
Советом, т.к. Дума стала его правопреемником в этой части,
принимать участие в разработке законодательных и нормативных
актов, касающихся вопросов формирования бюджетного процесса,
налогообложения и ценообразования, осуществлять контроль за
выполнением наших постановлений.
Решено, начиная с января будущего года ежемесячно издавать
официальный журнал "Вестник Тульской областной Думы" тиражом 700
экз., который должен стать настольной книгой для депутатов Думы и
их помощников, работников администраций и органов местного
самоуправления, т.к. он будет давать возможность работать с
законами области, знать новое в федеральном законодательстве,
знакомиться с опытом других субъектов РФ.
Подробнее о работе комитетов Думы.
В комитете по бюджету, финансово-экономическому и налоговому
законодательству работает 10 депутатов.
Оценивая работу комитета, следует сказать, что именно этот
комитет формировал позицию депутатов областной Думы в вопросах
экономики, финансов, налоговой политики, приватизации,
собственности, агропромышленного комплекса. Новые экономические
условия вызвали необходимость неординарных подходов к рассмотрению
областного бюджета 1994 года, а также проекта на 1995 год.
Постоянно приходилось искать компромиссные решения по сохранению и
даже увеличению поступлений в доходную часть бюджета и
одновременно проводить такую политику, чтобы окончательно не
разорить товаропроизводителя - основного налогоплательщика.
Принимая во внимание сложившуюся крайне тяжелую обстановку на
предприятиях области, связанную с взаимными неплатежами, падением
объемов производства, депутаты при утверждении областного бюджета
на 1994 год в феврале приняли решение установить максимальную
ставку налога на прибыль - 30% - для банков и страховых компаний,
а для товаропроизводителей - 22%, ставку налога на имущество - в
размере 1%.
При обсуждении бюджета депутатами было предложено также
сократить отдельные статьи расходов, в частности - на содержание
органов управления. Параллельно проводилась работа по
совершенствованию структуры управления администрации области. В
октябре 1994 года областной Думой утверждена новая структура, в
которой предусмотрено сокращение численности администрации области
на 300 человек.
В течение 1994 года на комитете трижды был заслушан отчет
администрации области об исполнении областного бюджета: за 1993
год, за I полугодие 1994 года и за 9 месяцев 1994 года. Со II-го
полугодия 1994 года приоритетным направлением работы комитета по
бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству
стала законотворческая деятельность, которая заключалась в
разработке областных законов и работе над проектами Федеральных
законов.
Одним из важных был проект закона "О федеральном бюджете на
1995 год". Депутаты комитета приняли участие в парламентских
слушаниях, проводимых Государственной Думой по данному вопросу.
Комитет отметил, что указанный законопроект требует серьезной
переработки и в части принципов его формирования, и с позиций
конкретных механизмов взаимоотношений федерального бюджета и
бюджетов субъектов Федерации. Отмечено резкое усиление доли
федерального бюджета в консолидированном бюджете Российской
Федерации, что фактически подрывает возможности органов власти в
субъектах Федерации предпринимать эффективные меры по нормализации
ситуации в социально-экономической жизни регионов. Проект закона
"О федеральном бюджете на 1995 год" не предполагает внесения
принципиальных изменений в действующий механизм межбюджетных
отношений и закрепляет недостатки, уже проявившиеся при реализации
новой схемы выравнивания доходов бюджетов регионов в 1994 году.
Депутатами и специалистами комитета проработан пакет
законопроектов "О налоговой системе" и были даны предложения при
обсуждении данного вопроса на парламентских слушаниях,
организованных Государственной Думой 5 декабря текущего года.
В настоящее время проводится работа над тремя проектами
федеральных законов, связанных с вопросами государственной
политики привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации.
Целенаправленно работал комитет областной Думы по
государственно-правовому строительству. В настоящее время в состав
комитета входят 7 депутатов.
За истекший период комитетом проведено 11 заседаний,
подготовлены и приняты Думой ряд законов Тульской области.
Комитет принимает активное участие в разработке Устава
(основного закона) Тульской области и закона "Об органах
государственной власти в Тульской области".
В мае текущего года комитетом проведены депутатские слушания
"Борьба с преступностью и укрепление правопорядка в Тульской
области".
Слушания проводились на базе УВД области, в них принимали
участие представители областных и региональных органов внутренних
дел, прокуратуры, УФСК по Тульской области, таможни, управления
юстиции и другие.
По итогам слушаний принято заключение, направлены в
Государственную Думу предложения по совершенствованию
законодательства по данному вопросу. В соответствии с
постановлением областной Думы комитет готовит для рассмотрения
депутатами комплексную программу по усилению борьбы с
преступностью в Тульской области.
Также разработаны нормативные документы, обеспечивающие
деятельность областной Думы.
Всего за истекший период комитетом подготовлено и рассмотрено
около 150 вопросов, в т.ч. все вопросы, относящиеся к
административно-территориальному устройству области.
В течение 1994 года в работе комитета по социально-культурному
законодательству постоянно присутствует инициативность всех
депутатов по рассматриваемым вопросам, неординарный подход к
обсуждению представляемых материалов.
По рекомендации комитета областная Дума рассмотрела и
утвердила ряд программ, в т.ч.:
"Программу по социальной защите населения на 1994-1995 годы";
"Программу развития здравоохранения в Тульской области на
1994-1995 годы".
Придавая большое значение работе органов народного
образования, комитет инициировал рассмотрение вопроса о
социально-экономической ситуации в системе образования и
разработку проекта закона Тульской области "О правовом
регулировании деятельности образования".
По настоянию комитета в мае 1994 года был рассмотрен областной
Думой вопрос "Об организации летнего отдыха детей и подростков в
1994 году", что позволило областным организациям своевременно
подготовить летние базы и лагеря.
Считая, что в основе возрождения культуры и национальной
гордости России немаловажное значение будут иметь вопросы
воспитания подрастающего поколения и формирование личности
будущего гражданина, комитет рассмотрел и одобрил областные
программы, разработанные комитетом культуры администрации области:
"Изучение, сохранение и развитие традиционной культуры
Тульского края",
"Музеи",
"О развитии библиотечного дела в Тульской области".
Эти программы утверждены постановлениями Думы.
Отдавая дань уважения участникам Великой Отечественной войны,
семьям погибших, комитет принимает активное участие в рассмотрении
и решении вопросов, связанных с 50-летием Победы в Великой
Отечественной войне 1941-1945 г.г.
Вместе с тем комитету необходимо уделить более пристальное
внимание планированию своей работы, своевременному оформлению
протоколов заседаний комитета, т.к. законодательный процесс не
терпит бессистемности.
Напряженно работает и аппарат областной Думы. Центральным
вопросом в его организационной деятельности является подготовка и
проведение заседаний Думы, комитетов, депутатских слушаний и
других мероприятий, предусмотренных перспективным планом работы.
Не стоят в стороне специалисты аппарата и от нормотворческой
деятельности.
В канцелярию и протокольную часть областной Думы поступило
3057 документов, в том числе писем - 913, Указов Президента РФ -
295, проектов федеральных законов - 108, постановлений Совета
Федерации и Государственной Думы - 212.
В среднем за месяц поступает 250 писем. Все документы требуют
внимательного рассмотрения, подготовки ответов, принятия
соответствующих решений.
Сложилась система информирования населения области о
деятельности Думы через средства массовой информации. Она строится
на принципах открытости, гласности и доступности информации.
Публикация в прессе законов и постановлений Думы,
информационные сообщения пресс-службы по различным аспектам
работы, пресс-конференции и брифинги руководителей Думы,
аналитические материалы специальных корреспондентов областных
газет, радио и телевидения в основном позволяют объективно и полно
показывать избирателям характер и содержание нашей работы, но до
идеала еще далеко. Надеюсь, что издание специального "Вестника", о
чем уже отмечалось, поможет улучшить этот аспект деятельности.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что депутаты, Дума в
целом активно и заинтересованно ищут пути ускорения осуществления
реформ в нашем обществе.
Уважаемые коллеги!
Минул год после проведения первых в нашей истории
по-настоящему демократических выборов и принятия принципиально
новой для России Конституции. Год, прожитый по новой Конституции,
был непростым.
Многие социально-экономические вопросы остаются нерешенными.
По-прежнему наблюдается тенденция к ослаблению хозяйственных
связей, обострилась проблема взаимных платежей, своевременной
выдачи заработной платы, что в свою очередь влияет на снижение
жизненного уровня населения.
Эти и многие другие проблемы требуют поисков совместных путей
их реализации. Поэтому потенциал взаимодействия представительного
и исполнительного органов необходимо развивать.
В то же время решение целого ряда вопросов в 1994 г.
сдерживалось отсутствием должной законодательной базы деятельности
субъектов Федерации.
Необходимо скорейшее формирование системы федеральных
законодательных актов, регулирующих вопросы государственного
строительства в России.
Я считаю, что приоритетной для Совета Федерации и
Государственной Думы является задача принятия в I квартале 1995
года федеральных законов "Об общих принципах организации системы
органов государственной власти субъектов РФ", "О принципах
разграничения предметов ведения и делегирования полномочий между
федеральными органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов РФ", "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ". Договор об общественном
согласии предусматривал принятие этих законов в 1994 году.
Вместе с тем, уместна, видимо, критика и в наш адрес. Имея в
течение года конституционные возможности определиться по Уставу
области, системе власти, мы до сих пор не сделали этого. Так что
работы впереди у нас много.
Наступающий 1995 год будет для нас нелегким. И хочется
надеяться, что в Новом году всем нам удастся сделать больше, чем
удалось сделать в году уходящем.
|